Дипломная по теме: Особенности формирование воображения у детей старшего дошкольного возраста

Название работы: Особенности формирование воображения у детей старшего дошкольного возраста

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

128 стр.

Год сдачи:

2014 г.

Содержание:

Введение............................ 3

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей развития и формирование воображения у детей старшего дошкольного возраста 7

1.1.Изучение воображения в концепциях отечественных и зарубежных психологов 7

1.2.Основные характеристики психического и личностного развития дошкольников 23

1.3.Особенности и возможности развития воображения у детей дошкольного возраста 38

Выводы по главе 1 45

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей формирования воображения у детей старшего дошкольного возраста 47

2.1.Организация и проведение констатирующего этапа исследования воображения у детей старшего дошкольного возраста 47

2.2.Психолого-педагогическая программа по формированию воображения у детей старшего дошкольного возраста. Формирующий эксперимент 70

2.3.Анализ результатов психолого-педагогической программы по формированию воображения у детей старшего дошкольного возраста. 80

Выводы по главе 2 91

Заключение 93

Список литературы 97

Приложения 102

Выдержка:

Введение

Данная дипломная работа посвящена изучению возможности формирования компонентов воображения у детей старшего дошкольного возраст.

Актуальность темы исследования обусловлена современными тенденциями в развитии психологической и педагогической науки. На сегодняшний день в сфере дошкольного образования особое значение приобретает проблема всестороннего развития личности детей, формирование их познавательных процессов и воображения.

Процесс воображения в непосредственной жизни дошкольника занимает особое место, поскольку этот психологический процесс является неотъемлемым компонентом в деятельности дошкольника. Воображение способно не просто создавать новые сочетания и комбинации образов, но и раскрывать существенные связи и закономерности объективного мира.

В психологии воображение определяется как: одна из форм психического отражения мира; способность сознания создавать образы, представления, идеи и возможность манипулировать им. Творческое воображение, связывают с творческим мышлением, креативностью и с творческим процессом как таковым, который связан с активностью и субъективностью автора и зависит от его мыслей переживаний и опыта. Творческое воображение - это отлет от прошлого опыта, преобразование данного и порождение на этой основе новых образов.

Глава 1

Теоретическое исследование особенностей развития и формирование воображения у детей старшего дошкольного возраста

1.1.Изучение воображения в концепциях отечественных и зарубежных психологов

Прежде чем анализировать различные теоретические положения связанные с изучением воображения в отечественной и зарубежной психологии необходимо дать определение процессу воображение.

Воображение - (фантазия, греч. φαντασία, от φαντάζομαι – воображаю) – психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности. Деятельность воображения основана на использовании имеющегося у человека чувственного опыта [48,c.274].

Воображение – психическая деятельность человека, познавательный процесс, состоящий в создании новых образов путем преобразования прошлого опыта человека. Воображение всегда базируется на том, что известно из реальной действительности: вымышленное животное, например, кентавр, не более чем комбинация двух известных существ — человека и лошади. Образы воображения не возникают из ничего, это всегда использование того, что уже было в опыте человека [53].

Заключение

Подводя итоги проведенному исследованию, отметим, что воображение, соединяя два слоя реальности, способно переводить, воплощать идею, образные представления о действительности, эмоциональные состояния в метафорические, символические формы, выражать их косвенным путем. Специфичным для формы организации воображения выступает трансформация предметных содержаний, когда на одном объекте раскрываются существенные характеристики другого. Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, отражающие его мировоззрение, представляющие ценность для других людей или общества в целом и воплощающиеся в конкретные оригинальные продукты деятельности.

Дошкольный возраст характеризуется активизацией воображения. Это период - сензитивный для формирования воображения. Особенностями развития воображения в дошкольном возрасте являются следующие факты: воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; воображение становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Похожие работы на данную тему