Введение
Данная дипломная работа посвящена изучению возможности формирования компонентов воображения у детей старшего дошкольного возраст.
Актуальность темы исследования обусловлена современными тенденциями в развитии психологической и педагогической науки. На сегодняшний день в сфере дошкольного образования особое значение приобретает проблема всестороннего развития личности детей, формирование их познавательных процессов и воображения.
Процесс воображения в непосредственной жизни дошкольника занимает особое место, поскольку этот психологический процесс является неотъемлемым компонентом в деятельности дошкольника. Воображение способно не просто создавать новые сочетания и комбинации образов, но и раскрывать существенные связи и закономерности объективного мира.
В психологии воображение определяется как: одна из форм психического отражения мира; способность сознания создавать образы, представления, идеи и возможность манипулировать им. Творческое воображение, связывают с творческим мышлением, креативностью и с творческим процессом как таковым, который связан с активностью и субъективностью автора и зависит от его мыслей переживаний и опыта. Творческое воображение - это отлет от прошлого опыта, преобразование данного и порождение на этой основе новых образов.
Глава 1
Теоретическое исследование особенностей развития и формирование воображения у детей старшего дошкольного возраста
1.1.Изучение воображения в концепциях отечественных и зарубежных психологов
Прежде чем анализировать различные теоретические положения связанные с изучением воображения в отечественной и зарубежной психологии необходимо дать определение процессу воображение.
Воображение - (фантазия, греч. φαντασία, от φαντάζομαι – воображаю) – психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности. Деятельность воображения основана на использовании имеющегося у человека чувственного опыта [48,c.274].
Воображение – психическая деятельность человека, познавательный процесс, состоящий в создании новых образов путем преобразования прошлого опыта человека. Воображение всегда базируется на том, что известно из реальной действительности: вымышленное животное, например, кентавр, не более чем комбинация двух известных существ — человека и лошади. Образы воображения не возникают из ничего, это всегда использование того, что уже было в опыте человека [53].
Заключение
Подводя итоги проведенному исследованию, отметим, что воображение, соединяя два слоя реальности, способно переводить, воплощать идею, образные представления о действительности, эмоциональные состояния в метафорические, символические формы, выражать их косвенным путем. Специфичным для формы организации воображения выступает трансформация предметных содержаний, когда на одном объекте раскрываются существенные характеристики другого. Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, отражающие его мировоззрение, представляющие ценность для других людей или общества в целом и воплощающиеся в конкретные оригинальные продукты деятельности.
Дошкольный возраст характеризуется активизацией воображения. Это период - сензитивный для формирования воображения. Особенностями развития воображения в дошкольном возрасте являются следующие факты: воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; воображение становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.