Введение:
Актуальность исследования.
Новое время выдвигает новые требования к образованию, в том числе такие, как создание условий для массового профессионального образования при сохранении элитарного высшего образования, основанного на принципах отбора абитуриентов, а также предоставление возможности гражданам в любом возрасте, в любое время, в любом месте независимо от социального статуса получать любое необходимое качественное образование.
В последние десятилетия ХХ века общественная значимость системы образования, как общего, так и профессионального, многократно возросла. Глобальные изменения в технологическом, экономическом и социальном развитии мировой цивилизации превратили образование в стратегический фактор прогресса общества. Наращивание научно-технического, социокультурного и духовного потенциала общества напрямую связано с уровнем и состоянием системы образования, повышением образовательного и профессионального уровня всего населения .
Эффективная и конкурентоспособная стратегия деятельности образовательного учреждения должная строиться на сочетании методов научно-обоснованного прогнозирования, гибкого планирования и адаптированных к особенностям российских регионов механизмов регулирования.
Как показывается практика, в процессе регулирования системы профессионального образования оформились его базовые ориентиры:
• инновации,
• диверсификация образовательных программ,
• непрерывности образования,
• продвижения образовательных услуг,
• управления качеством .
Цель дипломной работы: изучить особенности управления качеством образования в профессиональном училище в РФ.
Систематизируя задачи и структурируя их, в качестве основных необходимо выделить следующие:
• исследовать современные тенденции и сущность регулирования качества профессионального образования;
• уточнить содержание нормативно-правовой базы регулирования качества образования;
• обобщить основные принципы и выявить факторы, влияющие на качество образования в РФ;
Глава 2:
Не менее важными являются умения инструктивно-методического характера. В их состав входят такие элементы:
• формулировка целей педагогической, управленческой деятельности;
• анализ и оценка ее результатов;
• оптимальное использование педагогических методов и приемов в организации внутриучилищного управления качеством начального профессионального образования;
• оказание квалифицированной помощи сотрудникам училища;
• организация и участие в работе научных конференций, семинаров;
• умение руководителя училища воздействовать на инженерно-педагогических работников путем создания общественного мнения, стимулирования общественной активности, воспитания чувства ответственности.
Руководители училища должны предъявлять к педагогам, обучающимся и к родителям обучающихся единые педагогические требования. Существенная роль отводится учету и глубокому изучению индивидуальных возможностей каждого сотрудника, показу роли каждого в решении задач, стоящих перед коллективом.
Пятый признак – высокий уровень самоорганизации в учебном заведении. Саморазвитие образовательного учреждения обеспечивается на основе осмысления руководителем внешних воздействий и преодоления внутренних противоречий совместно с педагогическим коллективом. При управлении качеством НПО основное внимание руководителей училища сосредоточено на наиболее полном раскрытии способностей, возможностей педагогического персонала, предоставлении необходимой самостоятельности и исключении ненужной опеки педагогов. Все это способствует самоорганизации инженерно-педагогических работников училища и обучающихся. На степень самоорганизации значительное влияние оказывает высокий профессионализм сотрудников. «Идеальным управлением является такое, при котором все работники хорошо подготовлены, всем можно доверять и никого не нужно излишне контролировать», – отмечает И. Каору , а это и есть главный показатель высокого уровня самоорганизации сотрудников любого образовательного учреждения.
Заключение:
Тема качества образовательных услуг, несмотря на свою новизну, уже достаточно неплохо освещена в литературе. Связано это, прежде всего, с двумя факторами. Во-первых, основные теоретические положения маркетинга, сохраняют свою силу и на рынке образовательных услуг, что упрощает их исследования, а, во-вторых, в условиях сокращающегося финансирования и усиления конкуренции в этой сфере, даже государственные вузы поняли важность позиционирования и продвижения своих услуг.
Учитывая то, что в задачи учреждений среднего профессионального образования входит не только продвижение имеющихся образовательных товаров и услуг, но и их проектирование в целях эффективного удовлетворения и развития спроса выявленных целевых групп потребителей, необходимо выделить ряд проблем образования. В составе этих проблем, решение которых прямо определяет свойства и параметры образовательных услуг, в качестве важнейших мы отмечаем:
1. Желаемые характеристики будущего контингента обучающихся.
2. Цели обучения и адекватное им соотношение между общекультурными, фундаментальными и специальными, прикладными знаниями.
3. Длительность и режимы, ступени обучения.
4. Технологии обучения и контроля его результатов. Хотя технология производства, оказания услуги традиционно не входит в сферу пристального внимания маркетинга, но особенности образовательных услуг заставляют это сделать.
5. Характеристики персонала, оказывающего образовательные услуги.
6. Типы учебно-методических средств и направления их использования, в том числе средств визуализации знаний, индивидуализированного контроля, программированного обучения, тренинга и др.
Важным элементом является канал распределения, который характеризует собой способ предоставления услуги или продажи продукта, путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Поскольку наиболее распространенным каналом распределения образовательных продуктов являются прямые продажи, большое значение приобретает место этих продаж. Вследствие этого в последние годы в системе профессионального образования наблюдается резкий рост численности филиалов. Несомненно, увеличение филиальной сети является позитивным процессом: открывает доступ к высшему образованию жителей регионов, в которых центральные учреждения среднего профессионального образования отсутствуют; позволяет внедрять на практике прогрессивные методики обучения, вырабатываемые в головном учреждении; усиливает конкуренцию в региональной системе образования, что приводит к повышению качества учебного процесса и способствует внутренней и внешней эффективности образования.