Введение:
Первостепенное внимание в разработке данной темы уделяется освещению таких важных ключевых для художественного творчества проблем, как восприятие, отражение и творчество, соотношение объективного и субъективного в искусстве, воспитание творческой личности.
Необходимость данной работы обусловлена недостаточной разработанностью названых проблем, особенно в области портретной живописи. Отсюда возникла необходимость раскрыть ее творческую природу, которая играет роль катализатора в процессе.
В этой дипломной работе предоставлены конспекты уроков, где предложена поэтапная подготовка детей к созданию собственной композиции. Назначение которой помочь учащимся в вопросах формирования художественного образа, в постановке и решении изобразительно-выразительных задач.
Приобретение практических навыков в области рисунка, живописи и композиции – процесс интересный и сложный, связанный с развитием таких качеств как наблюдательность, зрительная память, чувство формы, линии, цвета. Овладение выразительными средствами требует также повышенного внимания, сосредоточенности, упорства и трудолюбия. Силу воли и стойкость характера начинающему художнику приходится проявлять на уроках, где каждое учебное задание является новым испытанием.
Преодолеть трудности возникающие на первых порах обучения основам изобразительного искусства, помогает влюбленность в свое дело, радость соприкосновения с искусством, гордость за первые успехи.
Задача –развитие этих качеств у учащихся полностью ложится на плечи преподавателя от которого зависит их заинтересованность в данном процессе.
Глава 3:
Пленительное сочетание женственности и хрупкости с той твердостью и отчетливостью рисунка, что свидетельствует о властности и незаурядной, почти жесткой воле.
Фигура на формате слегка смещена к левому краю листа, чтобы дать возможность увидеть уголок природы на фоне, которого мы ее видим. Осенний пейзаж, служащий фоном олицетворяет пору зрелости, изобилия. Но одновременно в пейзаже чувствуется небольшая печаль, возможно это сожаление от упущенном или несовершенном. В тоже время уверенность и спокойствие излучаемые женщиной говорят о том, что прожитая часть ее жизни уже дала свои положительные плоды и наступает время их пожинать. Аллегория «настоящего» в образе, состоявшейся в жизни женщины, достигшей того, чего ей хотелось. У нее есть дети, дом, семья.
Она выступает в роли созерцателя, наблюдающего ситуацию вокруг себя. Положение ее тела говорит об этом. Рассеяно-задумчивый взгляд, устремленный в глубину своих переживаний. Все в ней естественно, спокойно, просто.
Одета она в народный костюм – сарафан, кокошник, как дань русским традициям.
Правая часть триптиха «Будущее»
Молодая красивая девушка, совсем не интересуется тем, что рядом с ней, мечтательность переполняет ее. Стоит она в пол оборота к зрителям. Всей фигурой стремится вдаль, туда где неизвестность, будущее.
Пальцы рук сцеплены, как будто она пытается сдержать свой внутренний порыв, удержать неистовую энергию.
Ее простенькое ситцевое платье слегка колышется на ветру, создавая иллюзию легкости и нежности. Волосы длинные как у Валькирии. Невдалеке, на изумрудном холме в вечернем свете можно увидеть часовенку.
Храм – вместилище добра и справедливости.
Будущее должно быть за молодыми, жизнерадостными и целеустремленными людьми.
Колорит этой части триптиха холодный с контрастными цветами: лучисто – желтыми, лазурно – голубыми, изумрудно – зелеными.
Левая часть триптиха «Прошлое»
Одухотворенное лицо старушки с тонкими, изрезанными морщинами, чертами таит в себе печаль или память о чем-то далеком, неосуществленном.
Она уже согнулась от времени и пережитого.
Фигура расположена немного ближе к нижнему краю (приземленность).
От летнего пейзажа за спиной веет прохладой свежестью. Выбор времени суток связан с распространенным выражением «заря веков». А возраст женщины отображает аллегорию «древней Руси». Поза говорит о смирении, однако в ней чувствуется скрытая воля. Это женщина, строго следующая церковным заповедям, у нее есть вера. Поэтому она изображена в темной одежде староверов.
Она – это религиозно набожная Русь.
Ее задумчивый, немного печальный взгляд смотрит слегка в сторону от зрителя, как бы «вглубь себя».
К такому образу подходит естественное освещение со спины, слабое с выявлением световых и цветовых контрастов.
Заключение:
Полученные нами материалы позволяют заключить, что основа формирования композиционных умений и навыков в создании художественных образов лежит в умении наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, колорит и в тоже время способности сохранять целостное впечатление от личности.
Большое значение в процессе создания образов приобретают индивидуальные особенности детей – сознательном использовании выразительных средств изобразительной деятельности.
В процессе экспериментальной работы мы обнаружили, что создание живописного портрета способно быть сильным эмоциональным стимулов, активно питающим детское творчество Итак, исследования, направленные на выяснение эффективности в развитии композиционного построения рисунков детей подтверждают, что дети овладевая театральным искусством, усваивают разнообразные способы рисования разными изобразительными материалами.
Рисунку детей, у которых сформированы навыки в плане переживаний и воплощения образа, отличаются разнообразием, выразительностью: по характеру реализации замысла, успешности выполнения рисунка путем применения выразительных средств изобразительной деятельности.
Выработанные нами задания, направленные на развитие творческого мышления вызывают у учащихся как интуитивные, так и преднамеренные, как самостоятельные, так и подражательные действия.
Мы приходим к выводу, что формирование композиционных умений и навыков зависит:
1. от процесса возникновения и становления творческой изобразительной деятельности детей ( обогащение впечатлениями – сам акт творчества – применение в жизни его продукции).
2. от путей становления художественного образа у детей (замысел – поиски средства – воплощение).
3. от последовательно меняющихся взаимоотношений взрослого и детей ( показ процесса творчества – частичное соучастие в нем – самостоятельная композиция детей).