Введение:
Актуальность исследования. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспита-тельной силой. Подвижные игры являются традиционным средством физиче-ского воспитания дошкольников. Уже само их наличие в образовательно-воспитательном процессе ДОУ обеспечивает полноценное физическое развитие ребенка.
Основным условием успешного внедрения подвижных игр всегда было и остается глубокое знание и обширное овладение игровым репертуаром, а так же методикой педагогического руководства.
Однако, в современной педагогической практике очень часто не исполь-зуют подвижные игры, что чаще обусловлено ленью педагога, либо использу-ются, но организуются неправильно, что приносит не столько пользы для разви-тия ребенка, сколько вреда.
В теории и практике физического воспитания существует ряд противоре-чий:
- между застывшими в своем развитии дисциплинарными формами физ-культурного образования и реально востребованной существующей физкуль-турной практикой;
- между необходимостью формирования у дошкольников базовых основ двигательной деятельности и созданием условий для расширения двигателя опыта детей;
- между широким распространением разнообразных форм физической культуры и снижением интереса дошкольников к самостоятельным занятиям физической культурой и подвижным играм.
Поэтому целью нашего исследования является изучение организации и проведения игры в системе физического воспитания детей дошкольного возрас-та.
Объект исследования – подвижная игра в системе физического воспита-ния дошкольников.
Предмет исследования – педагогический процесс организации и прове-дения подвижной игры в системе физического воспитания старших дошкольни-ков.
Глава 2:
Цель: оценка достигнутого уровня физического развития и игровой дея-тельности дошкольников, организации подвижных игр воспитателями ДОУ.
Задачи:
1. определить уровень развития скоростных и скоростно-силовых качеств дошкольника;
2. определить уровень развития ловкости и координационных способностей дошкольников;
3. определить уровень выносливости дошкольников;
4. определить уровень силы и силовой выносливости дошкольников;
5. определить уровень развития игровых умений дошкольников;
6. Определить уровень методической компетентности педагогов в проведе-нии подвижных игр.
Методы:
тест, наблюдение, методы математической статистики.
В эксперименте участвовали 20 детей старшей группы ДОУ №3 «Але-нушка» п. Приютово Белебевского района г. Белебея, 4 педагога.
1. Тесты для определения физической подготовленности старших дошколь-ников[46]
Порядок проведения теста см. в приложении 1.
Результаты обследования основывались на возрастно-половых показателях фи-зической подготовленности детей см. приложение 1.
Результаты диагностики приведены в таблице 9, протоколы - в приложении 1.
Таблица 9
Уровень физической подготовленности старших дошкольников на кон-трольном этапе эксперимента
Заключение:
Актуальность темы нашего исследования обосновывалась значением под-вижных игр в физическом воспитании дошкольников и противоречием между их практическим использованием.
В ходе исследования мы изучили педагогические условия использования подвижных игр как средства физического воспитания детей дошкольного воз-раста.
В ходе проведения исследования нами были решены следующие задачи:
Изучена психолого-педагогическая и методическая литература по про-блеме.
Игра древних времен использовалась с целью воспитания и развития под-растающего поколения (труд, охота, необходима военная подготовка, требова-ние силы, ловкости, выносливости) Задачей развития всех этих качеств реша-лись с помощью различных средств физической культуры в том числе и игры. Подвижные игры - представляли собой состязания: бег, прыжки, метание в цель, стрельба из лука и различные ритуальные танцы. Географическая среда обитания и различный климат формировали отличные друг от друга народные игры. У племен кочевников: игры с использованием верховой езды, жившие у водоемов: плавание, гребля.
С помощью подвижных игр на занятиях физической культуры решаются образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи: игр формируются жизненно-необходимые умения и навыки в ходьбе, беге, прыжках и метания, формируются физические качества (ловкость, сила, быстрота, гибкость, вынос-ливость), совершенствуются жизненные процессы (восприятие, реагирование, способность к анализу), формируются морально-волевые качества ( целеуст-ремленность, настойчивость, смелость ), воспитывается привычка к системати-ческим занятиям физкультурой и спортом, происходит закаливание организма, совершенствуется функциональная деятельность организма, в первую очередь с помощью функциональных систем; а) сердечно-сосудистая б) дыхательная в) нервная г) костно-мышечный аппарат д) выделительная е систем анализатора.
Обучение подвижным играм - целостный процесс, обеспечивающий наи-более качественное овладение всем комплексом , необходимых для игр. В про-цессе обучения обязательно надо использовать принципы последовательности и постепенного усложнения игр.
В теоретической главе нашего исследования мы так же рассмотрели педа-гогические условия эффективности подвижных игр, которые условно можно разделить на две группы: методические и психологические. К методическим ус-ловиям относятся условия организации и проведения подвижных игр, компе-тентность в этом вопросе воспитателя ДОУ. К психологическим условиям от-носятся развитие игровой деятельности дошкольника, наличие интереса к под-вижной игре.
Выявлены педагогические условия организации и проведения игр в физи-ческом воспитании дошкольников в процессе опытно-экспериментальной рабо-ты.
Опытно-экспериментальная работа проходила с три этапа.
В результате первичной диагностики развития игровой деятельности до-школьников и организации и проведения подвижных игр воспитателями ДОУ мы обнаружили, что у большинства детей навыки игровой деятельности не со-ответствуют норме, что влечет недостаточный уровень физической подготов-ленности, а уровень организации игр не отвечает требованиям. Из этого следу-ет, что дошкольников необходимо обучать подвижным играм, а воспитателей методике их проведения.