Введение:
Актуальность темы исследования обуславливается глобализацией ми-ровых экономических процессов, влекущей усиление конкуренции на внут-ренних рынках. При этом распространение и укрепление экономических свя-зей приводит к необходимости «глобализации» и самих предоставляемых то-варов и услуг посредством гарантированного качества марки вне зависимо-сти от места ее распространения. Данная тенденция развития реализуется в создании дочерних предприятий, торговле патентами и ноу-хау, а также формировании франчайзинговых сетей.
Франчайзинг представляет собой высокоэффективную форму органи-зации деятельности, характеризующейся низким уровнем риска и обладаю-щей стабильным уровнем прибыльности. При этом он выступает как форма продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания предоставляет индивидуальному предпринимателю или группе предпринимателей лицензию (франшизу) на производство продукции, тор-говлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой данной ком-пании на ограниченной территории, на срок и условиях, определенных дого-вором. Франчайзинг является перспективной деловой моделью для предпри-ятий сферы услуг, и в частности предприятий быстрого питания, где большое значение и имеет контроль и унификация технологических, производствен-ных и административных процессов.
Франчайзинг как модель организации бизнеса представляет собой удачное решение, т.к. фра¬нчай¬зинговое предприятие питания предполагает наличие фиксированных норм, как процесса приготовления блюд, так и про-цесса их хранения и реализации потребителю. Свидетельством успешности франчайзинговых предприятий в сфере быстрого питания является обилие предприятий, использующих данную стратегию как на глобальном, так и на национальном рынках. Примером этому может служить деятельность Мак-дональдс, Даллас Бюргер, Баскин Роббинс, КФЧ, Росинтер и т. д.
В последнее время франчайзингу, рассматривая его как уже широко распространенную и практикуемую форму бизнеса и осознавая его потенци-ал, экономисты уделяют особое внимание.
Теоретическими основами дипломного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблемам франчай-зинга. Основные труды о франчайзинге представлены работами отечествен-ных авторов: Ю.К. Баженов, В.В. Довгань, С.М. Ильченко, Я.В. Кру¬ковский, А.З. Майлер, В.В. Масленников, И.В. Рыкова, С.А. Силинг.
Объектом настоящего исследования является франчайзинговая модель хозяйствования предприятий питания, механизмы применения франчайзинга в сфере быстрого питания.
Предметом исследования выступают франчайзинговые сети предпри-ятия питания Ростик’с.
Целью дипломного исследования является определение теоретических основ функционирования франчайзинга и применения механизма франчай-зинга в сфере быстрого питания.
Глава 3:
Вложение средств в приобретение помещений, земельных участков, что улучшило бы структуру активов предприятий франчайзи — на последних местах по приоритетности для малого бизнеса. Это связано с высоким барье-ром вхождения на рынок недвижимости по отношению к финансовым воз-можностям малых предприятий. Здесь сказывается отсутствие развитого рынка небольших помещений, ограниченные возможности по приобретению не всего здания, а, к примеру, нескольких комнат.
В этих условиях распространение лизинга недвижимости приобретает особую важность. Однако практическое использование данной технологии — большая редкость. Если в числе льгот и преимуществ, предоставляемых ма-лому бизнесу в г. Москве, определены льготные условия получения оборудо-вания и технологий в долгосрочную аренду с правом выкупа (то есть лизин-га), то в отношении обеспечения помещениями предусмотренные формы поддержки не предусматривают лизинга. Поэтому государственные про-граммы поддержки малого бизнеса необходимо дополнить мерами по разви-тию инфраструктуры лизинга недвижимости для малого бизнеса.
В целом, ограниченность практического применения лизинговых тех-нологий во франчайзинге во многом связана с несовершенством соответст-вующей нормативно-законодательной базы. Несмотря на то, что был принят Закон о лизинге (вступил в силу с 5 ноября 1998 г.), можно отметить его не-достаточность в предоставлении специальных (конкретных, а не декларатив-ных) льгот, в первую очередь, налоговых инвесторам-лизингодателям. В про-екте второй части Налогового Кодекса вопросы предоставления налоговых льгот субъектам лизинговой деятельности не получили положительного ре-шения.
Помимо управления лизингом во франчайзинговых компаниях, по мере их роста, расширяется использование некоторых технологий оптимизации деятельности и адаптации к нестабильности. Задачи финансовой оптимиза-ции и адаптации к внешним изменениям определяются, прежде всего, суще-ствующим «налоговым прессом» и нестабильностью внешнего окружения предприятий. Большинство франчайзеров и франчайзи отмечают высокие федеральные налоги, а так же их завышенный характер на региональном уровне. В этих условиях очевидна заинтересованность предприятий в опти-мизации налогообложения.
Нестабильность внешнего окружения представляется одним из наибо-лее негативных сдерживающих развитие франчайзинга факторов. Это опре-деляется спецификой франчайзинговых предприятий как более рентабельных и мобильных образований в сопоставлении с крупным бизнесом, но характе-ризующихся при этом достаточным уровнем риска.
В условиях нестабильности, которой до сих пор характеризуется как российское, так и мировое экономическое пространство, фирмы вынуждены поддерживать определенный резерв финансовых ресурсов. Это обеспечивает минимальные потери в случае ликвидации существующего бизнеса и созда-ния нового предприятия.
В заключение необходимо отметить, что перспективы распространения механизма франчайзинга в сфере быстрого питания определяются, в первую очередь, оптимальным моделированием и комбинацией финансовых и управ-ленческих технологий в деятельности франчайзера и франчайзи.
Заключение:
Современные тенденции развития экономического пространства при-водят к ужесточению конкуренции между субъектами экономи¬ческих отно-шений. В связи с этим как модель, способную обеспечить оптимальное раз-витие предприятий, пред¬лагается использовать франчайзинговую систему организации бизнеса.
Существуют разнообразные формы франчайзинга, выбор каждой из ко-торых зависит не только от вида финансово-хозяйственной деятельности, стабильности франчайзера и его места на определенном рынке товаров и ус-луг, но и от особенностей рынка местного оператора — франчайзи. При этом структура отношений франчайзинга определяется избираемым его видом.
На предприятиях быстрого питания предпочтительнее использовать деловой франчайзинг, так как в отличие от других видов, деловой франчай-зинг позволяет наиболее точно регламентировать всю деятельность предпри-ятия, начиная с инструкций персоналу и заканчивая стратегией развития франшизной сети. При деловом франчайзинге бизнес организовывается по определенной модели, идет полное копирование формата франшизного предприятия. При этом возможность появления ошибки или риска мини-мальна, так как, в данном случае, передается не просто свод правил и инст-рукций, а проверенная на практике концепция бизнеса.
Однако, на пути к реализации этой модели бизнеса много сложностей и препятствий. И первая из них — несовершенство законодательства. Россий-ское законодательство не является стимулирующим и поддерживающим франчайзинг, а в некоторых аспектах — даже препятствует его развитию.
Другая серьезная проблема — это субсидиарная ответственность, кото-рую несет российский франчайзер за деятельность франчайзи.
Особенности организации франчайзинговой модели хозяйствования на предприятиях питания заключаются в специфической процедуре ее станов-ления. Необходимым условием является оценка организационно-технологического уровня предприятия питания, определяющего возможно-сти создания системы франчайзинга посредством осуществления следующих процедур:
1. анализ концепции предприятия, включая изготовляемые блюда и оказываемые услуги, концепция должна быть проверена практикой и дока-зать свою эффективность;
2. определение параметров хозяйственной системы, методов ведения дел, общественного имидж предприятия на предмет их выраженности;
3. выявление возможности передачи имеющейся системы другим предприятиям;
4. расчет окупаемости капиталовложений; оплаты труда; выплат фран-чайзеру вознаграждения за услуги, которые им предоставляются;
5. расчет дохода, получаемого франчайзером от создаваемой системы, который должен покрывать его накладные расходы и приносить прибыль.
После оценки возможности создания системы и получения удовлетво-рительного ответа по всем критериям, особенно важным для предприятия питания становится вопрос, связанный с защитой исключительности своего имиджа, и регистрацией торговой марки или фирменного знака.
Таким образом, Франшиза предприятия быстрого питания состоит из двух основных компонентов: объектов интеллектуальной собственности и оказываемых услуг. Определяя место и роль организационно-управленческой структуры в системе экономики предприятия, важно отметить, что предпри-ятия создают структуры в целях обеспечения координации и контроля своих подразделений и работников.