Введение:
Управленческая деятельность выступает в современных условиях как один из важнейших факторов функционирования и развития предприятий и органи-заций. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объек-тивными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хо-зяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции. Большую роль играют также изменения в организационных формах и характере деятельности фирм.
Изменения условий производственной деятельности, необходимость адек-ватного приспособления к ней системы управления, сказываются не только на совершенствовании его организации, но и на перераспределении функций управления по уровням ответственности, формам их взаимодействия и т.д.. Речь, прежде всего, идет о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена организационной необходимостью и закономерностью хозяйствования, связанными с удовлетво-рением, в первую очередь, индивидуальных потребностей, обеспечением заин-тересованности работников в наивысших конечных результатах, растущими доходами населения, регулированием товарно-денежных отношений, широким использованием новейших достижений научно-технической революции. Все это требует от фирм адаптации к новым условиям, преодоления возникающих противоречий в экономическом и научно-техническом процессах.
Актуальность исследования по управлению предприятием в новых усло-виях экономической реформы определяется прежде всего продолжающимся становлением рыночной экономики, что в свою очередь требует перестройки не только форм и методов хозяйствования, но и мышления всех категорий тру-дящихся, участвующих в процессе управления хозяйством. Значение этой про-блемы выходит и в теоретическом, и в практическом аспектах на первый план не только потому, что свыше 70% всех трудящихся объединены в производст-венные коллективы, где создается примерно 90% национального дохода, но и достаточно сложным, неустойчивым положением производственных коллекти-вов в нынешнем состоянии отечественной экономики.
Требуется коренная реформа управления не только на народнохозяйствен-ном уровне, но и в основном звене экономики - предприятии. Переход к рынку невозможен также без создания нового механизма хозяйствования на уровне предприятия, обеспечивающего как его устойчивость, так и гибкость, его вос-приимчивость к изменениям конъюнктуры рынка и различным нововведениям. Формирование такого механизма методом проб и ошибок - процесс слишком дорогой и затяжной. Поэтому необходимым условием разрешения поставлен-ных задач является научный поиск, анализ, обобщение практики и обоснование такой системы управления предприятием, которая могла бы обеспечить повы-шение эффективности производства и насыщение рынка высококачественными товарами, доступными для массового потребителя.
Глава 3:
Очевидно, что уменьшение собственного капитала за счет кредиторской задолженности увеличивает рентабельность, если прибыль неизменна. То есть любая отсрочка платежей (за приобретенные товары, работы или услуги, пла-тежи в бюджет, по оплате труда и т.п.) увеличивает рентабельность собствен-ного капитала.
Однако часто за кредиторскую задолженность приходится платить. Это могут быть проценты за банковские ссуды, увеличение стоимости приобретен-ных в кредит товаров, различного рода штрафы, пени, неустойки и т.п.
В практике ИД «Совершенно конкретно» был случай, когда директором, по совету бухгалтера, было приобретено товаров с отсрочкой платежа на боль-шие суммы. Мотивировал бухгалтер свои рекомендации тем, что запасы не об-лагаются налогами. Собственный капитал фирмы был затрачен на имущество, оборотных средств почти не было, оборот у предприятия небольшой. В резуль-тате, когда пришло время оплачивать приобретенные товары, средств на это не было.
Поставщик поставил партию товара на 100 тыс. руб. с отсрочкой платежа 10 банковских дней. За эти 10 дней из данной партии было реализовано товара на 20 тыс. руб. (в ценах приобретения). Таким образом, за счет выручки от реа-лизации мы можем оплатить только 20 тыс. руб. (если допустить, что прибыль не расходуется на увеличение оборотных средств). А оставшиеся 80 тыс. руб. мы должны оплатить за счет средств, имеющихся в распоряжении предпри-ятия.
Получается, что каждый акт приобретения товаров с отсрочкой платежа можно разбить на 2 части. Первая часть - это приобретение товаров в кредит с оплатой покупки после реализации этих товаров. Это довольно выгодно, по-скольку не затрагивает собственные средства фирмы. Вторая же часть - это приобретение нереализованной (за время отсрочки платежа) части товаров за счет собственных средств фирмы. А это уже очень не выгодно, поскольку обычно цены на товары, предоставляемые в кредит, выше цен на товары, опла-чиваемые сразу.
Можно сделать вывод, что если у фирмы отсутствуют оборотные средства, то приобретать товары в кредит она может только в количестве, которое можно реализовать за время отсрочки платежа за приобретение этих товаров.
Сравним два варианта. Первый вариант - партия товара оплачивается сра-зу. Второй вариант - партия товара берется в кредит, но по более высокой цене. В первом случае прибыль больше, чем во втором, но зато и вкладываемый ка-питал также больше. Поэтому рентабельность может быть выше как в первом случае, так и во втором.
Заключение:
В результате проведенной работы была рассмотрена и подробно проана-лизирована деятельность ИД “Совершенно конкретно” и были сделаны сле-дующие выводы.
Сделан вывод о необходимости тщательной проработки всех принимае-мых управленческих решений, об усилении активности в сфере маркетинга и повышении профессионализма в деятельности соответствующих специалистов ИД “Совершенно конкретно”, для успешного осуществления этого также необ-ходима хорошо работающая служба экономического анализа, без которой не-возможна эффективная работа. Тем не менее, стоит обратить внимание на по-стоянные затраты предприятия, ибо их значительная величина лишь утяжеляет бремя операционного (производственного) рычага и подрывает финансовую устойчивость предприятия, в связи с чем необходимо пересмотреть кадровую систему на предприятии.
На основании анализа финансового состояния 2002 года выяснили сле-дующее.
Финансовое состояние предприятия следует охарактеризовать как нор-мальное, связанное с улучшением платежеспособности, вызванное как внеш-ними так и внутренними факторами.
Сильное воздействие на финансовое положение ИД “Совершенно кон-кретно” оказывают прежде всего внешние, благоприятные, макроэкономиче-ские факторы состояния экономики России, когда инфляция постепенно при-остановила свой галопирующий характер и доходы населения повысили пла-тежеспособный спрос.
Основными внутренними факторами улучшения финансового состояния предприятия и восстановления его платежеспособности, наряду с увеличением оборачиваемости материальных оборотных активов, являются: улучшение структуры пассива баланса, отстающий рост запасов и затрат по сравнению с ростом собственных источников формирования запасов и затрат.
Баланс предприятия с точки зрения повышения (роста) эффективности его можно назвать удовлетворительным, так как стоимость всех оборотных (мо-бильных) средств предприятия превышает величину краткосрочных обяза-тельств, хотя, имеет место незначительное снижение среднегодовой величины собственного капитала предприятия; наблюдается удовлетворительное соот-ношение стоимости запасов и затрат и общей величины источников их форми-рования (собственных и заемных).
Выявлено, что на конец периода величина денежных средств, краткосроч-ных финансовых вложений и дебиторской задолженности покрывает его кре-диторскую задолженность (наиболее срочную к погашению), а также наблюда-ется достаточность этой величины для покрытия кредиторской задолженности и краткосрочных кредитов вместе взятых, следовательно, финансовое состоя-ние рассматриваемом периоде можно охарактеризовать как нормальное.