Введение:
С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилось прежде всего воспитательная, единая и неделимая функция. Учитель- это воспитатель ,наставник. В этом его гражданское и человеческое предназначение.
Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения. Анализ педагогической практики показывает , многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за не умения учителя правильно организовывать общение с детьми. Какие бы классификации методов обучения и воспитания ни предлагались, воздействие педагогов на личность школьника осуществляется только через живое и непосредственное общение с воспитанниками. Профессионально-педагогическое общение есть система органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информации, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. В этой связи общение в педагогической деятельности - это одновременно и средство решения учебных задач, и способ организации взаимоотношений педагога и детей, обуславливающих успешность обучения и воспитания.
Актуальность данной проблемы обусловила постановку темы нашей выпускной квалификационной работы «Коммуникативная деятельность учителя физической культуры».
Объект нашей выпускной квалификационной работы – коммуникативная деятельность учителя в структуре педагогической деятельности. Предмет нашего исследования - коммуникативная деятельность учителя физической культуры.
Цель нашей работы – выявить основные характеристики эффективной коммуникативной деятельности учителя физической культуры
Тема, объект, предмет и цель нашего исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Дать общую характеристику педагогического взаимоотношений;
2. Описать структуру педагогической деятельности;
3. Выявить место и значение коммуникативности в структуре деятельности учителя;
Глава 2:
Общепринятой классификацией стилей является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.
При авторитарном стиле общения педагог единолично реша¬ет все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как класса, так и каждого учащегося. В наиболее ярко выраженной форме этот стиль проявляется при автократическом подходе к воспитанию, когда учащиеся не участвуют в обсуж¬дении проблем, имеющих к ним прямое отношение. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных по¬ступках школьника. Внешние показатели успешности автори¬тарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.). Такой стиль общения по¬рождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми и т.п. Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль обще¬ния характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Попустительский стиль общения реализирует тактику невмеша¬тельства. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью школьников. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетво¬рительны.
Альтернативой этим стилям общения является стиль сотруд¬ничества или демократическим. В результате открытого и свободного обсуждения воз¬никающих проблем учащиеся совместно с педагогом приходят к тому или иному решению. Такой стиль общения пе¬дагога с учащимися — единственный способ органи¬зации их сотрудничества.
Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся. При демократическом стиле общения педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициа¬тиве, организует условия для самореализации, что создает возможности для взаимной персонализации педагога и школь¬ников.
Педагог не может абсолютно исключить из своего арсена¬ла некоторые частные приемы авторитарного стиля общения. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения.
В. А. Кан-Калик установил и охарактеризовал такие стили пе¬дагогического общения, как общение, основанное на увлеченно¬сти совместной творческой деятельностью педагогов и учащихся; общение, в основе которого лежит дружеское расположение; об¬щение-дистанция; общение-устрашение; общение-заигрывание.
Наиболее продуктивным является общение на основе увлеченно¬сти совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля лежит единство профессионализма. Достаточно результативным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения.. Дружественность и увлеченность совмест¬ным делом объединяют эти стили между собой. Однако дружествен¬ность должна быть педагогически сообразной, так как определен¬ная мера дистантности сохраняет статусные позиции и суверен¬ность каждого из субъектов процесса взаимодействия. Вот почему одним из достаточно распространенных стилей общения является общение-дистанция. Превра¬щение «дистанционного показателя» в доминанту педагогическо¬го общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Общение-дистанция в своих крайних проявлениях переходит в более жесткую форму — общение-устрашение. Этот стиль наиболее популярен у начинающих педагогов, которые не умеют организо¬вать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Для личности развивающей общение-устрашение является беспер¬спективным.
Заключение:
Коммуникация – (лат. Communicatio, от communico – делаю общим, связываю , общаюсь),языковая, общение с помощью языка, взаимное передача и при помощи восприятие при помощи языка и некоторого мыслительного содержания ; так же: 1) путь общения, одного места с другим. 2) Общение , передача информации от одного человека другого. Коммуникацией так же называется сигнальные способы связи у животных. Учитель физической культуры как субъект коммуникативной деятельности От преподавателя во многом зависит формирование лич¬ности его учеников. Критерии педагогического мастерства скла¬дываются из совокупности деловых и личных качеств препода¬вателя.
Педагогическая специальность — вид деятельности в рамках дан¬ной профессиональной группы, характеризующийся совокупно¬стью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате об¬разования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.
Педагогическая квалификация — уровень и вид профессиональ¬но-педагогической подготовленности, характеризующей возмож¬ности специалиста в решении определенного класса задач. Педагогические специальности объединены в профессиональ¬ную группу «Образование». Основанием педаго¬гических специальностей является специфика объекта и целей де¬ятельности специалистов данной группы. Обобщенным объектом профессиональной деятельности педагогов является человек, его личность. Отношения педагога и объекта его деятельности склады¬ваются как субъектно-субъектные («человек—человек»).
Область проявления коммуникативного творчества охватывает практически все ее стороны: планирование, органи¬зацию, реализацию и анализ результатов.
В современной научной практике коммуникативное творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, учитель, строит свою деятельность в соответствии с общи¬ми правилами эвристического поиска: анализом педагогической ситуации; проектированием результата в соответствии с исход¬ными данными; анализом имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оцен¬кой полученных данных; формулировкой новых задач.
Опыт творческой деятельности не вносит принципиально но¬вых знаний и умений в содержание коммуникативной подготов¬ки учителя. Но это не означает, что научить творчеству нельзя. Можно — при обеспечении постоянной интеллектуальной актив¬ности будущих учителей и специфической творческой познава¬тельной мотивации, которая выступает регулирующим фактором процессов решения педагогических задач. Это могут быть задачи на перенос знаний и умений в новую ситуацию, на выявление новых проблем в знакомых ситуациях, на выделение новых функций, методов и приемов, на комбинирование новых способов деятельности из известных и др.
Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, высту¬пающих своеобразным фоном и основанием педагогической дея¬тельности. В.А. Кан-Калик, выделяя наряду с логико-педагоги¬ческим аспектом творческой деятельности учителя и субъектив¬но-эмоциональный, детально конкретизирует коммуникативные умения, особенно проявляющиеся при решении ситуативных за¬дач. К числу таких умений в первую очередь следует отнести уме¬ния управлять своим психическим и эмоциональным состояни¬ем, действовать в публичной обстановке (оценить ситуацию об¬щения, привлечь внимание аудитории или отдельных учеников, используя разнообразные приемы, и т.п.) и др. Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность.