Введение:
На пороге 19 века с распространением электронных и компьютерных технологий на второй план отошли творение рук человеческих- народное искусство и ремесла, веками накапливавшие и хранившие красоту, нравственные традиции и огромный воспитательный потенциал. Народное декоративно- прикладное искусство является одним из самых действенных и что очень важно, деятельных средств эстетического воспитания, так как даёт возможность не только воспринимать красоту, но и создавать ее своими руками. В то же время этот богатейший потенциал еще не достаточно используется в общеобразовательных учреждениях.
При изучении проблемы развития творческих способностей школьников до сих пор остается не достаточно изученной. Проблему развития творческих способностей изучали и исследовали: Костюк Г. С., Мясенцев В.Н., Ковалев А.Г., Лейтес Н.С., Теплов Б. М., Рубинштейн С. Л.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в настоящее время этой проблеме уделяется недостаточное внимание.
Учитывая актуальность, практическую значимость и недостаточную разработанность проблемы, мы выбрали следующую тему нашего исследования: «Развитие творческих способностей школьников общеобразовательных учреждений на основе внеклассной работы ( резьба по дереву )».
Цель: Теоретически обосновать, экспериментально проверить педагогические условия эффективного развития творческих способностей школьников.
Объект исследования: развитие творческих способностей школьников общеобразовательных учреждений.
Предмет исследования: процесс: развитие творческих способностей школьников общеобразовательных учреждений на основе художественной обработке дерева.
Гипотеза исследования: основан на предложении, что народное декоративно- прикладное искусство является действенным средством развития творческих способностей школьников, этот процесс будет осуществляться более успешно, если:
учащиеся будут обучаться по соответствующим программам кружковой работы;
учебные помещения будут оборудованы;
внеклассные занятия по декоративно- прикладному искусству будут вести квалифицированные учителя изобразительного искусства;
«Мастер- классы» будут вести народные мастера;
учащиеся будут вовлечены в творческий поиск;
учащиеся станут постоянными участниками выставок народного декоративно- прикладного искусства.
Глава 3:
Художественный опыт человека сложился в процессе общественной деятельности. Постепенно прислушиваясь к интонациям человеческой речи, звучанию природных явлений, прислушиваясь к формам, цвету предметов, человек осваивал их не только практически, но и эстетически.
В искусстве, рукой зрелого мастера трансформируются явления жизни, в них подчеркивается наиболее типичное, характерное. Жизнь выступает в художественно преобразованном виде, и это еще больше обогащает мастера. Заботясь о высоком качестве произведений искусства, мы достигаем определенных результатов в творческом развитии.
Зрелое творчество отличается обобщениями, мастерством формы, выражение чувств и мыслей.
Изобразительное творчество питается образами действительности. Образы, которые создаются, действительность, предстает во всей конкретной многогранности, во всем своем богатстве / 30, с. 38-56 /.
Здесь возникает вопрос о разнообразии тематики.
В данной главе рассматривается вопрос о возможности возникновения образного начала. Мы попытаемся найти его истоки.
Из огромного числа тем, интересующих мастеров – резчиков по дереву, нами ( автором дипломной работы и его руководителем Спириным В. А.) была выбрана тема «Норвежские мотивы». Выбор данной темы был не случаен. По нашему мнению именно в норвежской резьбе больше ощущается динамика, которая создается изображением углов, пересекающихся линий.
Характер темы и ее специфика определили небольшое количество эскизов. Главный упор был сделан на составление общей композиции. Дерево – материал несколько непредсказуем, что иногда требует от резчика быстрого и эффективного изменения деталей замысла, непосредственно при выполнении резьбы. То есть эскиз может быть незначительно изменен при работе с древесиной.
Настоящая дипломная работа несет утилитарное значение: она представляет собой декоративную раму для зеркала с полкой. Работа выполнена в технике – геометрическая резьба на березовых досках. Склейка произведена клеем ПВА.
Во время исполнения геометрической резьбы нужно хорошо и уверенно владеть основными приемами резания, соблюдать правила резьбы в зависимости от направления резания по отношению к строению слоя древесины (в данном случае береза).
Дипломная работа потребовала умение работать правой и левой рукой, не допуская поворота заготовки в процессе резания. Также потребовалось знание меры резания древесины с учетом получения необходимой меры светотени. Для получения желаемого результата лишняя древесина в такой технике срезается в несколько приемов.
Заключение:
НДПИ - одно из важнейших средств эстетического воспитания учащихся.
Произведение НДПИ способствует формированию развития художественного вкуса, творческих начал личности.
Важно не только сохранить живое наследие народа, но и сделать его современной жизни, предметом пристального и подробного изучения.
ДПИ позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности
изделий народных мастеров, формирование эстетического вкуса, вооружать
учащихся техническими знаниями, развивать у них трудолюбие, умение и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
В процессе констатирующего эксперимента проведена педагогическая
экспертиза, разработаны критерии, определены уровни развития творческих
способностей. Исследование выявило, с одной стороны - выраженный интерес к художественной резьбе по дереву у большинства обследуемых (90 %), с другой - невысокий уровень информированности (у экспериментальной группы 100 % низкого уровня, у контрольной 80 %) о художественной резьбе, недостаточное владение декоративно-прикладными умениями, и следовательно, низкий уровень художественной активности и творческих способностей.
В целом по результатам констатирующего эксперимента основная часть
учащихся имела средний уровень развития творческих способностей (31,1%),
остальные низкий (64 %) и высокий (12 %).
Формирующий эксперимент проходил в естественных условиях Притобольной средней школы с. Боровлянка с 1.10.04 по 21.10.04, он был направлен на апробацию нескольких занятий кружка «Резьба по дереву» и реализацию условий развития творческих способностей. Уровень развития творческих способностей повысился в процессе освоения резьбы по дереву (от 0 до 60 %) у экспериментальной группы.
Таким образом, результаты проведенного исследования в основном, подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
1. Выполненное исследование носит теоретико-прикладной характер, направленный на решение одной из актуальных проблем развития творческих способностей учащихся общеобразовательных учреждений.
2. Осуществленный теоретический анализ проблемы и результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что художественная обработка дерева является эффективным средством развития творческих способностей учащихся, так как она активизирует их художественные потребности, художественную деятельность учащихся общеобразовательных учреждений, развивает творческие способности, воспитывает интерес и уважение к народным традициям.