Введение:
Многолетний процесс физического воспитания и спортивной тренировки может быть успешно осуществлен при условии тщательного учета возрастных и индивидуальных особенностей развития человека, уровня его подготовленности, специфики избранного вида спорта, особенностей развития физических качеств и формирования двигательных навыков.
Для достижения уровня мирового класса в спорте необходимо начинать тренироваться с детских лет. Важная роль в подготовке спортивной смены принадлежит системе отбора перспективных юных спортсменов.
Практика показывает, что на начальных этапах спортивной тренировки не всегда удается отобрать тот контингент, который соответствует конкретному виду спорта. В связи с этим, в спортивных школах происходит большой по количеству и длительный по времени отсев учащихся, вызванный отсутствием роста их индивидуальных результатов. Ошибочная спортивная ориентация детей и подростков приводит к большим потерям, травмирует психику ребенка, не позволяет повысить качество тренировочного процесса.
Повышенные требования, которые предъявляет большой спорт, вызывают необходимость вооружить тренеров знаниями о современных, объективных критериях отбора талантливых спортсменов.
Проблема спортивной ориентации и отбора уже давно не находится в стадии становления, а превратилась в самостоятельную науку. Прогнозируя возможности ребенка или подростка, тренер ставит перед собой задачу создания обоснованного поиска талантливых индивидуумов с надеждой на успешную в дальнейшем спортивную специализацию.
Проблема совершенствования системы спортивной ориентации в настоящий момент со стороны специалистов различного профиля нашла большую поддержку как у нас и стране, так и за рубежом. Несмотря на многочисленные имеющиеся данные, проблема отбора и ориентации наиболее талантливых людей, как самостоятельное направление, находится в стадии постоянного поиска, совершенствования и дальнейших разработок.
Глава 2:
Значительное место в тренировочном процессе бегунов на короткие дистанции отводится физической подготовке. Высокий уровень развития быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, специальной выносливости спринтеров в огромной мере предопределяет достижение ими высоких спортивных результатов.
В спортивной практике отбор спринтеров осуществляется, как правило, на основании результатов, показанных в специальных тестах. К настоящему времени накопилось большое количество тестов, рекомендуемых для дальнейшего отбора и педагогического контроля юных спортсменов. Но не все они информативны и доступны для подготовки спортсменов. Поэтому одной из основных задач контроля является правильный подбор комплекса тестов, которые должны отвечать дифференциальным факторам, определяющим спортивный результат в избранном виде.
Итоги математического анализа, проведенного нами, показывают, что для каждого вида легкой атлетики необходимо выбирать те факторы, воздействие которых оптимально. Для спринтерского бега это:
- быстрота реакции на старте;
- способность к ускорению;
- максимальная скорость бега;
- скоростная выносливость;
- техническое мастерство.
Для бега с барьерами, кроме этих факторов, учитывается темпо-ритмовая структура. Для бега на средние и длинные дистанции - скоростная выносливость, способность удерживать заданную скорость. Для прыжковых видов легкой атлетики - максимальное проявление скоростно-силовых качеств, темпо-ритмовая структура, техническое мастерство. Для легкоатлетических метаний - максимальное проявление быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, техническое мастерство.
Все перечисленные факторы, оказывающие наиболее сильное влияние на результат в различных видах легкой атлетики обладают различной значимостью, и все же главные из них - максимальная скорость, сила, скоростно-силовые качества, выносливость и скоростная выносливость. Остальные факторы имеют значительно меньший удельный вес. Следовательно, совершенствованию этих качеств и выбору тестов для контроля необходимо уделять большее внимание, чем другим факторам.
Такого рода подход является конструктивной основой, способствующей дальнейшему совершенствованию критериев отбора и педагогического контроля в тренировочном процессе. При отборе в группы спортивного совершенствования, дальнейшем отборе и комплектации разного рода сборных команд необходимо применять сквозные тесты, которые прошли проверку на надежность и информативность. К таким тестам относятся бег на 20 м с хода, 30 м, 60 м, 150 м, прыжок в длину с места, тройной и десятерной прыжки с места (см.приложение 3).
Заключение:
Таким образом, спортивный отбор - это поиск здорового ребенка, ориентированного на повышенную двигательную активность. Ориентация - это выбор для каждого, отдельно взятого, ребенка вида спортивной деятельности, исходя из требований вида спорта (межвидовая ориентация) или соответствия спортивному амплуа (внутривидовая ориентация).
В результате научных исследований и наблюдений за детьми, занимающимися циклическими и ациклическими видами спорта, сложились представления о требованиях, предъявляемых конкретным видом спорта к организму и двигательным способностям ребенка, которые легли в основу обобщенных модельных характеристик. Установлены показатели, по которым целесообразно ориентировать детей в "ранние" и "поздние" виды спорта по отбору и ориентации.
Процесс спортивной ориентации отбора и делится на три этапа:
Основными задачами первого этапа отбора является привлечение возможно большего количества одаренных в спортивном плане детей и подростков к спортивным занятиям, их предварительный просмотр и организация начальной спортивной подготовки. При начальном отборе юных лыжников в первую очередь необходимо ориентироваться на стабильные росто - весовые, функциональные показатели, и показатели физической подготовленности.
На втором этапе отбора осуществляется углубленная проверка соответствия предварительно отобранного контингента занимающихся требованиям, предъявляемым к успешной тренировке в избранном виде спорта. Задача второго этапа отбора - определение степени соответствия индивидуальных данных юных спортсменов требованиям, которые будут предъявлены к ним на этапе спортивного совершенствования. На этом этапе проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, соревнования и прикидки, медико-биологические и психологические обследования.
Задача третьего этапа отбора (этап спортивной ориентации) - многолетнее систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы для окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации. На этом этапе осуществляются педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности занимающихся. В это время окончательно решается вопрос об индивидуальной спортивной ориентации занимающегося.