Введение:
Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.
Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, осо-бенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирова-ние, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществ-ляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает:
активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов,
интеграцию информационных технологий с научными, производственны-ми, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, ин-теллектуализацию трудовой деятельности;
высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.
Применение открытых информационных систем, рассчитанных на исполь-зование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации об-щества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходя-щие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно–технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды со-циума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.
Глава 4:
Можно соглашаться или нет с метафорой «преподаватель-тренер», но оче-видно одно – деятельность преподавателя в таком контексте знания и комму-никации становится другой, она ближе к управленческой: уметь хорошо орга-низовать деятельность других людей. Понятно, что применительно к учебному процессу эти другие люди – студенты, занимающиеся конструированием сво-его знания.
Тогда возникает прагматичный вопрос: что необходимо преподавателю для успешной реализации этой новой функции?
Одну из версий ответа предлагают Д.Бар и Р.Таг, утверждая, что “препо-даватели – это, прежде всего, «дизайнеры» методов обучения и учебной сре-ды”.
Очевидно, что распределение ролей между преподавателем и студентами как между организатором и участниками многосторонней коммуникации, ста-вит преподавателя перед проблемой точного выбора способа организации коммуникации. Его ответственность меняет свою направленность: если прежде преподаватель отвечал за точный подбор содержания и лишь потом за способ его передачи, то теперь для него основной задачей становится выбор методов, с помощью которых его студенты будут осваивать содержание.
Метод, с помощью которого организуется односторонняя коммуникация, хорошо известен. Это лекция. Однако на сегодняшний день известен целый ряд приемов, которые позволяют и в лекции переходить от односторонней комму-никации к многосторонней. Так, Питер Дж.Фредерик рассматривает восемь ва-риантов чтения лекции, в которых рассматривает способы организации много-сторонней коммуникации. Если преподавателю предстоит выбрать способы ор-ганизации коммуникации, то он выбирает между двумя крайними точками – способами, обеспечивающими одностороннюю коммуникацию, и способами, обеспечивающими многостороннюю коммуникацию. Две крайние точки, кото-рые обеспечивают «чистые» виды коммуникации, и множество точек между ними, определяющих направленность к тому или другому типу коммуникации.
Опираясь на результаты исследований ряда авторов (Бонвелл Ч., Коэн Р., Ренегар С.), рассмотрим три фактора, влияющие на выбор преподавателем ме-тодов организации коммуникации – опыт преподавателя, цели курса, опыт сту-дентов. При этом мы будем использовать понятие континуума, как непрерыв-ности каждого из обозначенных факторов: континуум уровня опыта препода-вателя, континуум целей курса, континуум опыта студентов.
Заключение:
Из анализа прочитанной литературы и опыта использования компьютеров в реальном учебном процессе, можно сделать вывод, что в условиях НИТ появ-ляются новые возможности для развития:
социальной и познавательной активности учащихся: имеется в виду уро-вень субъективного контроля ученика, интеллектуальная инициатива;
компетентности учащегося: имеется в виду его самостоятельность, ин-формационная грамотность, уверенность в себе, проявляющиеся в способ-ности принять решение, а также ориентация на задачу и конечный резуль-тат, ответственность, социальная независимость;
Способности к самореализации: в частности, стремление к реализации знаний в программных продуктах, в познавательной внеучебной деятельности, успешность реализации, удовлетворенность результатами деятельности; гар-моничной индивидуальности, соотношение практического и вербального ин-теллекта, эмоциональная стабильность, соотношение гуманитарных интересов и информационных потребностей, активности учащегося и его компетентно-сти. НИТ детерминирует специальную педагогическую деятельность, обеспе-чивающую создание условий для развития интеллектуальной активности, гиб-кого открытого мышления, способности к коллективной деятельности, для воспитания ответственности за принимаемые решения.
Применение в обучении компьютерной техники поможет сделать препо-давание более эффективным.
Сейчас, когда идет повсеместное внедрение средств новых информацион-ных технологий в высшую школу и образовательный процесс вообще, остро ощущается нехватка программных средств. Для усиления эффективности этого процесса необходимо наличие развитого и многоцелевого программного обес-печения, на основе которого будут строится новые подходы к обучению с при-менением СНИТ. Актуальность этого вопроса продиктована самой ситуацией на рынке программного обеспечения, когда есть люди готовые и стремящиеся внедрять новые программно-методические разработки, новые формы и методы обучения на практике, а несбалансированность российского рынка прикладно-го обеспечения не позволяет использовать целиком богатый потенциал, зало-женный в СНИТ.