Введение:
Как известно, важным условием роста валовой и товарной продукции сельхозпредприятия является развитие производственного потенциала, в том числе материально-технической базы, основных и оборотных фондов с целью повышения прибыльности его работы. Это тем более важно, что в стране до настоящего времени, в силу различных причин и, в частности, из-за слабой адаптации отрасли к рыночным условиям, продолжается неоднозначная динамика сельскохозяйственного производства. Негативное влияние на финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий оказывает неадекватный рост цен на сельскохозяйственную продукцию и материально-технические ресурсы, потребляемые сельскими производителями, недостаточное финансирование отрасли [1].
В отличии от централизованной экономики, при формирующихся рыночных отношений ориентация предприятий АПК на получение прибыли является существенным условием для их успешной предпринимательской деятельности, критерием выбора оптимальных направлений и методов этой деятельности. Учет, прогнозирование и планирование формирования и использования прибыли предприятия необходимо на любой стадии производства. При этом необходимо помнить, что в условиях растущей конкуренции на сельскохозяйственном рынке, при существенных недостатках финансового планирования в организациях предприятие может получить отрицательный финансовый результат - убыток, причины возникновения которого также подлежат исследованию.
С другой стороны, формирование нового технологического способа производства на базе широкого внедрения компьютерной техники и информатизации, возрастание роли науки и научно-технического прогресса как фактора экономического роста, усиление социальной ориентации производственной деятельности, осуществление приватизации, развитие предпринимательства, в том числе малого и среднего бизнеса, обусловили
4
эволюцию отношений собственности и типов хозяйствования в направлении разнообразия их форм. Современные условия развития, качественные перемены и глубокие экономические и социальные преобразования на основе перехода к рыночным отношениям и преодоления отрицательных последствий административно-командной системы требуют коренных изменений в регулировании трудовых отношений, в регламентации трудовой деятельности предприятий и их подразделений.
Глава 3:
Как уже отмечалось ранее, особенность административных взаимоотношений на малом предприятии при небольшой численности работников может обусловить определенное смешение функций руководителей и подчиненных, что может привести как к нарушениям в управляемости предприятием, так и к сложностям в разрешении трудовых конфликтов (споров) при их возникновении. При постоянном росте объемов продаж возникает постоянный вопрос о расширении штатов предприятия, что может привести к снижению управляемости предприятием. Это особенно актуально для ОДО "Алнашская МТС" в 2006 г., когда предполагается взять в аренду складское помещение на ул. Полевой села Алнаши, чтобы обеспечить складирование необходимых товарно-материальных ценностей предприятия.
Для предотвращения возникновения подобных ситуаций нами предлагается разработка должностных инструкций служащих предприятия и разработаны примерные должностные инструкции руководителей подразделения, в том числе должностная инструкция заместителя директора по сбыту (Приложение 11), должностная инструкция заведующего складом (Приложение 12). Принципиально возможна разработка для руководителей и должностной инструкции директора, однако, по нашему мнению, в этом нет существенной необходимости, поскольку функции, права и обязанности директора закреплены Уставом ОДО "Алнашская МТС".
Поскольку функции, права, обязанности и профессиональные требования к руководителям подразделений достаточно четко определены и взаимопересечения подразделений не наблюдается, функциональные обязанности линейных руководителей разнесены нами по разделам "Общие положения" и "Должностные обязанности". На наш взгляд в ситуации с малым предприятием это в определенной мере оправданно.
Все инструкции руководителей и служащих после их экспертизы должны
78
быть рассмотрены и утверждены директором ОДО "Алнашская МТС" и заверены печатью предприятия.
Другой возможностью совершенствования регламентации труда работников, на наш взгляд, заключается в разработке должностной инструкции бухгалтера-кассира (Приложение 13). Это, во-первых, подкрепит фактически сложившееся положение на предприятии принятием регламентирующих актов, во-вторых, даст возможность более эффективного использования персонала предприятия, а, в-третьих, позволит избежать ряда коллизий, связанных с возможными санкциями со стороны контролирующих органов и организаций.
Последнее обусловлено тем, что, как отмечалось выше, в должностной инструкции необходимо отразить не только обязанности бухгалтера-кассира по исполнению своих торговых обязанностей, но и обязанностей, связанных с выдачей бланков строгой отчетности. Именно обязанность бухгалтера-кассира о своевременном и правильном использовании бланков строгой отчетности прописана в разработанной должностной инструкции, которая также должна быть утверждена приказом директора О ДО «Алнашекая МТС». Имеет смысл также распечатать Типовые оформления бланков строгой отчетности и Типовые правила эксплуатации ККМ , утвержденные письмом Минфина от 30 августа 2001 г. № 104, и ознакомить с ними бухгалтера-кассира под расписку. (Заметим, кстати, что в ближайшем будущем для упрощения отчетности ОДО "Алнашская МТС", возможно, приобретет ККМ, поскольку объемы оказания услуг физическим лицам растут, а стоимость аппаратов невелика).
Заключение:
В выносимой на защиту дипломной работе рассмотрены основные проблемы регламентации труда общества с дополнительной ответственностью "Алнашская машинно-технологическая станция" и выработаны предложения по совершенствованию системы регламентации трудовой деятельности.
ОАО «Алнашское ремонтно-технологическое предприятие» создано в 1994 г. и зарегистрировано Администрацией Алнашского района Удмуртской Республики 24 июня 1994 г. 27 декабря 2004 г. ОДО "Алнашская машинно-технологическая станция" в соответствии с решением, принятым учредителями преобразовано в общество с дополнительной ответственностью.
В ОДО "Алнашская МТС" внедрена иерархическая структура управления, основу составляет линейный принцип построения в соответствии с особенностями деятельности ОДО "Алнашская МТС".
Основные направления деятельности ОДО "Алнашская МТС": техническое обслуживание и ремонт тракторов и самоходных машин, автотранспортных средств, легковых автомобилей, в том числе ремонт двигателей, топливных насосов и пусковых двигателей; услуги по доставке грузовым транспортом продукции сельскохозяйственного производства и иных грузов; услуги по заготовке зеленой массы на комбайнах и ее вывоз тракторами и грузовым транспортом; ремонт, строительство и обслуживание оборудования животноводческих ферм; работы по подготовке тока к приему урожая, сортировку, очистку, сушку и помол фуражного и семенного зерна, подготовку комбикормовых смесей; заготовку и распиловку древесины по заказам хозяйств и для собственных нужд.
В 2005 г., по сравнению с предыдущим годом, сократились объемы хозяйственной деятельности по обслуживанию животноводческих ферм и заготовке зеленой массы, что уменьшило штатную численность работников в данных подразделениях. Однако рост ремонтных работ привел к увеличению на 1,3 % среднесписочной численности персонала ОДО "Алнашская МТС".
87
При анализе экономического и финансового состояния во вторй главе работы обращает на себя внимание увеличение убыточности деятельности ОДО "Алнашская МТС" в 2005 г. При общем росте объемов выручки от продаж на 24,5 %, опережающее увеличение себестоимости продаж на 45,2 % привело к росту убыточности предприятия более чем в 3 раза (на 204 %).
Однако, несмотря на сложное финансовое положение, на предприятии наблюдается существенный рост производительности труда, выросший на 22,9 %. Опережающий рост темпов повышения производительности труда над темпами роста среднегодовой заработной платы является положительным фактором в восстановлении прибыльности ОДО "Алнашская МТС".