Введение:
На современном этапе традиционное взаимодействие с природой представляет для человека экологическую проблему. Решение данной проблемы видится в бережном отношении к природе, и именно младший школьный возраст представляет собой идеальный период, когда экологические знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Экологическое образование и воспитание учащихся сегод¬ня может быть с полным основанием отнесено к наиболее приоритетным направлениям научно-педагогических иссле¬дований [2, 99]. Изменение экологических условий на планете вследствие дисгармонического взаимодействия общества и приро¬ды, развития многоплановой деятельности в области природообразования обусловило возникновение многочисленных социально-экологических проблем, одна из которых - под¬готовка экологически грамотного учителя, способного профессионально решать задачи экологического образования и воспитания, потому что независимо от возраста и рода заня¬тий только экологически образованный человек готов к ре¬шению сложных задач по сохранению, обеспечению гармо¬нии социальной и природной среды.
Объектом исследования является процесс экологического воспитания школьников младших классов. Предметом исследования выступают методы экологического воспитания учащихся младших классов.
Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что экологическое образование представляет собой непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ори¬ентаций, нравственно-этических и эстетических отноше¬ний, обеспечивающих экологическую ответственность лич¬ности за состояние и улучшение социоприродной среды. Широкое внедрение в учебные планы и программы учебных заведений учебных дисциплин экологического цикла повышает уровень экологической грамотности всех социально-профессиональных групп.
Глава 2:
Анализируя данную анкету, можно сделать следующий вывод:
дети недостаточно экологически грамотны. Если с первым вопросом ребята справились относительно хорошо (они знают, за счет чего пополняются запасы пресной подземной воды), то третий вопрос вызвал у них большие раздумья, которые не привели к высоким результатам. Только 4 человека дали интересные версии: деревья укрепляют берега, на реку попадает много
пыли. Мысли же остальных были неверны.
Второй вопрос не вызвал особых затруднений, в четвертом вопросе
правильно назвали полезное ископаемое только 2 человека, но и они разошлись во мнениях по вопросу о том, влияет ли его добыча на природу. Остальных же смутило то, что это полезное ископаемое состоит из остатков растений.
В пятом вопросе одни считают, что водоемы надо очищать, другие считают, что их не надо загрязнять, а один школьник категорично заявил, что водоемы останутся чистыми, если их от всего и от всех охранять.
В целом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что дети недостаточно знакомы с экологическими взаимосвязями в природе. Они не знают, что из чего состоит, какое влияние на природу
оказывает добыча полезных ископаемых. Но у младших школьников есть стремление защищать природу, делать для нее то, что
они уже знают и умеют. Поэтому в дальнейшей работе необходимо придерживаться следующего:
1. Раскрывать детям экологические связи, взаимосвязи в
экосистемах.
2. Учить их поведению в природе, правилам, которые следует выполнять.
3. Воспитывать любовь к природе, умение и желание помочь
ей.
Для решения поставленных задач в экспериментальном классе было проведено 5 уроков. Ниже приведены темы уроков и экологические, природоохранительные вопросы, которые на них рассматривались.
I. Тема: «Почва и ее состав».
На этом уроке детям были даны сведения о том, за сколько лет образуется 1 см почвы и за сколько лет его можно выветрить и смыть. Ребята задавали вопросы, обсуждали факты, им предложено выполнить домашнее задание на тему «Круговорот веществ в природе».
Заключение:
Формирование чувства гражданской ответственности за сохранение жизни на Земле, как одна из целей экологического образования, представляет собой сложный, длительный процесс. И педагог - главное действующее лицо в воспитании у де¬тей экологической ответственности, культуры взаимоотношений человека с окружающей средой.
Первый важнейший компонент эколого-профессиональ¬ной готовности учителя - это знание и уважение своих вос¬питанников как субъектов воспитания, обучения и разви¬тия, умение вступать c ними в диалог и понимать каждого ребенка, его мысли, чувства.
Второй, не менее важный компонент - понимание интег¬ральной, межпредметной сущности экологического образо¬вания и современных педагогических технологий, творче¬ское использование их в своей работе.
Формирование экологического образования в начальной школе непосредственно связано с решением таких важнейших вопросах, как:
- экологизация содержания образования;
- место начальной школы в системе непрерывного эко¬логического образования;
- модели экологического образования в начальной школе;
- содержание и требования к экологической подготовке младших школьников;
- современные эколого-педагогические технологии эко¬логического образования.
Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы:
1. Экология - относительно молодая наука, возникшая из потребности человека сохранить природу и самих себя, аспекты изучения которой достаточно обширны. Общество находится перед лицом всемирных экологических проблем, которые требуют немедленного решения.