Дипломная по теме: Комнатные растения в экологическом воспитании младших школьников

Название работы: Комнатные растения в экологическом воспитании младших школьников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

67 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение.3

Глава 1. Экологическое воспитание младших школьников.5

1.1. Научно-теоретические основы экологического образования

в начальной школе.5

1.2. Формы и методы экологического воспитания.12

Выводы по 1 главе.20

Глава 2. Формирование экологического воспитания через комнатные

растения.21

2.1. Комнатные растения живого уголка.21

2.2. Работы с комнатными растениями в целях формирования

экологического воспитания младших школьников.37

Выводы по 2 главе.48

Заключение.50

Литература.53

Приложение

Выдержка:

Введение:

Задумываясь о значении окружающего нас мира для нашей жизни, мы приходим к выводу, что главнейшее наше богатство не последние достижения технической мысли, не благоустроенный быт, а чистый воздух, прозрачная вода, пышная растительность и богатый животный мир.

Решение экологических проблем следует искать, прежде всего, в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм коммуникации с окружающей средой, которые были бы адекватны желанию людей изменить ситуацию к лучшему.

В этом процессе воспитанию принадлежит заглавная роль, поскольку

тот или иной уровень культуры человека – общий или экологический – это результат воспитания.

Важную роль в системе обучения и воспитания школьников, в их эстетико-экологическом воспитании играет начальная школа. Особое воспитательное воздействие на личность ребенка оказывает природа.

Педагогически целесообразно начинать формирование углубленного экологического освоения природы с окружающей детей естественной среды. Одним из существенных вопросов построения воспитательного воздействия в данном направлении является осуществление анализа, оценки, разбора конкретного природного объекта или явления как самим учителем, так и младшими школьниками. В этом плане, как объект природы,

могут быть использованы комнатные растения, выращиваемые в начальных классах.

Учитывая все выше сказанное мы решили избрать темой нашей выпускной квалификационной работы: «Комнатные растения в экологическом воспитании младших школьников».

Целью работы явилось изучение возможности использования комнатных растений в экологическом воспитании младших школьников.

Объектом исследования выступил учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предметом исследования явились формы, методы и приемы экологического образования в начальной школе.

Для решения поставленной цели нами были определены следующие

задачи исследования:

Глава 2:

Среди средств обучения природоведению важнейшими являются натуральные. Это объясняется тем, что они как бы частицы самой природы «принесенной» в класс, и равноценной замены им нет.

Использование натуральных средств на уроке позволяет школьнику тщательно их рассмотреть, определить цвет, форму, размеры, вкус, запах и т.д. Таким образом, учебная информация поступает по нескольким каналам, что делает обучение более убедительным и достоверным. Еще Я.А.Коменский указывал на то, что чем больше органов чувств задействовано в познании объекта, тем более полные и глубокие представления о нем можно сформировать у ребенка. В настоящее время в начальных классах используются следующие натуральные средства: коллекции, гербарии, живые объекты.[3, 93]

К живым объектам относятся комнатные растения, которые подбираются с учетом программы природоведения. При работе с комнатными растениями решается несколько задач: расширение и углубление представлений детей о разнообразии растений, формирование представлений об особенностях их жизни и практических умений ухода за растениями. Работа с комнатными растениями организуется как практическая (см. рис.2) . Дети рассматривают растение сначала в целом, а затем его части, определяют особенности частей. Далее выясняют причины различного состояния растений в классе и за окном. Эта работа проводится под руководством учителя, который с помощью вопросов и заданий руководит наблюдением школьников.

Заключение:

В работе по экологическому обучению и воспитанию младших школьников используются такие формы и методы, как экскурсия, наблюдения объектов в природе и в классе, беседы, решение экологических задач, анализ экологических ситуаций, игры, утренники, праздники, викторины, работа на «экологической тропе», КВН, полевые практикумы, метод проектов.

Процесс формирования у учащихся начальных классов экологически грамотного отношения к природе, к себе и окружающим людям длительный и многоплановый. Критерием оценки такого поведения может служить осознанно правильное поведение учащихся в природе, умение наблюдать объекты природы, взаимосвязи между ними, видеть и ценить красоту природы, не причинять ей вреда, участвовать в ее охране.

Дети должны рассказывать о своих впечатлениях, переживаниях, делать аргументированные выводы о правилах поведения в природе, воплощать свои знания, умения и чувства в различной деятельности – игре, рисунке и другой практической деятельности.

Комнатные растения – самое эффективное средство для проведения наблюдений и экспериментов; в работе с комнатными растениями создаются условия для индивидуального подхода к учащимся. На их примере кроме того что предусмотрено учебником, можно познакомить детей с различными экологическими группами, отразив в тетради паспорт растения с указанием названия, родины, места обитания. Выполняя практические работы по уходу за комнатными растениями, выявляют взаимосвязи между растительными организмами и экологическими условиями их обитания. Учащиеся выясняют, что для создания микроклимата при выращивании комнатных растений, при уходе за ними в условиях класса, необходимо учитывать природные факторы: факторы влажных тропических лесов, субтропиков, пустынь, а также биологические особенности их роста и развития. Поэтому при создании в классе требуемого микроклимата внимание должно быть уделено температуре воздуха, влажности почвы и воздуха, световому режиму, подбору подходящей посуды, состава земляной смеси и своевременному осуществлению комплекса мероприятий по уходу.

Похожие работы на данную тему