Введение:
В системе начального обучения при изучении материала по естествознанию младшие школьники должны главным образом получить общие представления о некоторых закономерностях развития природы и жизни людей, расширить свой кругозор, заинтересоваться связями природы, овладеть рядом практических навыков.
Каждый год обучения представляет часть общей программы, знакомит детей с определенным кругом знаний. Из года в год эти знания расширяются и углубляются, вступая в новые связи.
Задачи, стоящие перед учителем при преподавании естественнонаучных предметов, очень важные. Определены ведущие направления: развивать интерес детей к предмету; привить ученика желание самим добывать знания к уроку естествознания материал из различных источников, что будет расширять их кругозор; формировать у детей практические навыки общения с природой.
Формирование природоведческих понятий неразрывно связано с переводом знаний в практические умения и навыки. Формирование практических умений связано с применением теоретических знаний на практике. В связи с формирование понятий младшие школьники должны овладеть целой системой специальных умений: вести наблюдения в природе и фиксировать их; пользоваться простейшими приборами (термометром, флюгером, компасом и т.д.), простейшим лабораторным и экскурсионным оборудованием; правильно строить режим дня; соблюдать правила личной гигиены; ухаживать за комнатными и огородными растениями; сажать цветы и деревья и др. с этой целью на уроках естествознания разрабатывается системы заданий, направленных на отработку нужных умений. Прежде всего это выполнение тех обязательных практических работ, которые определены программой курса. Например, в IV классе в процессе формирования понятий «план», «карта», «ориентирование на местности» программой предусмотрено несколько практических работ, на которых дети должны научиться практически пользоваться компасом и с его помощью определять стороны горизонта, составлять план местности. В качестве примера используем проведение практических работ на географической площадке.
Для формирования практических умений и перевода их в навыки не достаточно разовых практических работ, отработка формируемых умений должна вестись систематически на протяжении всего времени изучения данного курса.
Глава 2:
Беседы об охране природы во время экскурсий должны носить не отвлеченный характер, а вполне конкретный, направлять практические действия учеников в данный момент. Дети мыслят конкретно. Помня это, учитель указывает на то, что невозможно охранять природу всю сразу, но можно бережно относиться ко всему живому, окружающему нас, делать все, чтоб оберегать, спасать, защищать отдельных представителей живой природы. И каждый из ребят должен стараться на практике проявлять свою заботу об окружающей среде.
В процессе изучения природоведения практикуется такая форма трудовой деятельности, как работа на пришкольном опытном участке. В ходе этой деятельности у учащихся формируется ответственное отношение к природе. Как правило, младшие школьники с увлечением ухаживают за сельскохозяйственными культурами, учатся беречь каждое растение, запоминают их названия, осваивают на практике процесс выращивания тех или иных культур.
Работая на пришкольном участке, дети на практике узнают, что все живое нуждается в воде, тепле, свете, понимают, какое значение имеют для человека выращиваемые растения, как следует заботиться о них.
Практическая работа – важнейший этап формирования ответственного отношения учащихся к природе. Здесь обеспечивается реальный вклад школьника в дело сохранения среды обитания человека, овладение нормами и правилами поведения в природной среде, происходит становление ответственности как черты личности.
Говорить об экологических связях и проблемах невозможно, если ученик не понимает, что каждое животное занимает свою нишу и по-своему приспособилось к жизни в определенных условиях. Практическая значимость этого очевидна. Рассмотрим урок в разделе «Сохраним удивительный мир растений и животных» (III класс) по приспосабливаемости видов.
Тема: Приспосабливаемость видов к условиям жизни.
Цель: дать представление об условиях среды, их роли в формировании приспособленности видов, о строении некоторых животных для понимания приспособленности.
Практическая направленность данной темы заключается в том, что дети должны понять, насколько необходимо сохранять для живых существ естественную природу их обитания, понять, что каждый человек должен практически заботиться об этом: не засорять водоемы, не выпускать в воздух вредные вещества – остаточные продукты деятельности промышленных предприятий, заботиться о сохранности лесов и т. п.
Ход урока
- Ребята, вы знаете о том, что в науке есть нерешенные, спорные вопросы. Один из них – вопрос: почему вымерли динозавры? В конце урока мы попытаемся ответить на него. А помогут нам в этом известные вам растения.
Учитель показывает гербарии – веточки березы обыкновенной и северной.
- Кто-нибудь узнал это растение? Как оно называется? Это травянистое растение, кустарник или что-то другое? Почему эти растения такие разные? Какие условия неживой природы повлияли на их рост и развитие?
После ответов детей на доске вывешивается табличка с надписями:
Свет Тепло Влажность Почва
- Обратите внимание на то, что на Кольском полуострове большая влажность, но почему-то растениям не хватает воды. Почему? (Холодная вода плохо усваивается растениями). Действительно, посмотрите, какая маленькая березка растет там, она так и называется – карликовая. А в средней полосе растет береза обыкновенная.
Животным и растениям необходимы различные условия для нормального существования: некоторым нужна высокая температура окружающей среды, другим – низкая, одним нужно больше света, другим меньше, одни обитают в воде, а другие на суше, Каждое растение и животное по-своему приспособилось к жизни на Земле.
- Посмотрим, как некоторые животные приспособились к условиям жизни. Для этого воспользуемся следующим планом:
Заключение:
В данной работе мы попытались решить все задачи, определенные во введении.
Во-первых, выяснили, что основная задача обучения естествознанию в начальной школе – воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем его мире. Только такой подход к делу может воспитать человека активным деятелем.
Во-вторых, установили, что решению этой задачи способствует использованием учителями практических методов преподавания на уроке.
Практические методы обучения характеризуются тем, что при их применении включаются в процесс усвоения знаний различные виды деятельности школьников. Практические методы при изучении естествознания в начальной школе применяются довольно широко, потому что способствуют наилучшему изучению предметов, объектов и явления живой и неживой природы.
Разнообразные практические работы, наблюдения, проведенные на географической площадке, позволяют выработать у школьников ряд полезных практических навыков и умений. Таким образом решается одна из важнейших задач школы по связи обучения с практикой.
В-третьих, анализируя методическую литературу по теме, мы пришли к выводу, что в современной начальной школе представлено семь курсов природоведческого образования или ознакомления с окружающим миром, в том числе и авторских. Данные курсы оформлены в концептуальных установках авторских программ, представлены также в вариантах учебников и учебно-методических пособиях для начальной школы. Вариативность можно рассматривать как методологическое основание конструирования курсов современного образования в связи в потребностями общества.
Широко представленные в системе современного начального образования вариативные учебники по изучению естественнонаучного курса, где интегрируются естествоведческие, экологические, географические, обществоведческие знания, можно считать учебниками нового поколения.
Главное преимущество современного, практического подхода к изучению естествознания авторы курсов видят в приобретении очень полезного в жизни опыта практического изучения явлений окружающего мира. В каждой пройденной теме школьник должен узнавать правило или закон и область его применения, а также получать навык использования этого правила или закона в своей жизни практически.
В качестве примеров, нами были приведены конспекты уроков и фрагменты уроков, носящих выраженную практическую направленность.