Курсовая практика по теме: Воспитание любви к родному краю

Название работы: Воспитание любви к родному краю

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Педагогика

Страниц:

58 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 5

1.1. ВКЛАД ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ ПРОШЛОГО В РАЗВИТИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 5

2.3. РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОБЛЕМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЕТОДИСТОВ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ И ПРИРОДОВЕДЕНИЮ 8

2. ТЕОРИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 12

2.1. СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 12

2.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 13

2.3. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 16

2.4. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ 18

2.5. НОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ВОСПРИЯТИЯ 23

3. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ 30

3.1. О ПЕРЕДОВОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОПЫТЕ УЧИТЕЛЕЙ 30

3.2. МЕТОДИЧЕСКИЙ ОПЫТ, ПОЛУЧЕННЫЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 38

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55

Выдержка:

Введение:

История человечества неразрывно связана с историей приро¬ды. На современном этапе вопросы традиционного взаимодейс¬твия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проб¬лему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно от¬носиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспи¬тывать любовь к родному краю в форме экологической культуры и ответственности. И начинать такое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Мы считаем, что экологическое воспитание - самое важное в наше время. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе и любить свой родной край. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

Целью работы является составление системы работы по воспитанию у детей любви к родному краю, дополняя материал занятий в детском саду и начальной школе экологическими понятиями и краеведчес¬ким материалом.

Для реализации данной цели поставили следующие задачи:

- рассмотреть с философской точки зрения экологическую проблему, как глобальную проблему человечества;

- раскрыть вопрос об экологии, как науке, ее появление, цели, принципы;

- выяснить, какой природоведческий и краеведческий материал способствует воспитанию любви к родному краю и природе, какие основные условия экологи¬ческого воспитания;

- рассмотреть вклад отечественных и зарубежных педагогов в развитие проблемы экологического воспитания;

- проанализировать развитие взглядов на проблему экологи¬ческого воспитания методистов по естествознанию и природове¬дению в XX веке;

- раскрыть сущность, цели, методы и формы экологического воспитания;

- рассмотреть нормы экологического поведения и особенности их восприятия старшими дошкольниками;

- изучить передовой опыт работы воспитателей в области экологического воспитания детей;

При работе была изучена следующая литература:

- классическая - произведения Коменского Я.А., Ушинского

К.Д., Сухомлинского В.А. - она раскрывает взгляды известных педагогов на воспитание ребенка средствами природы и в гар¬монии с ней;

Глава 3:

Наиболее полно вопрос экологической экскурсии разработан в трудах академика А.А.Плешакова. На экскурсиях рассматрива¬ются следующие вопросы: защита воздуха и воды от загрязне¬ния, восстановление лесов, охрана редких растений и живот¬ных, создание заповедников, ответственность каждого человека за поведение в природе. «Конкретное содержание экскурсии бу¬дет зависеть от местных условий. Можно рекомендовать посеще¬ние одного из следующих мест: очистные сооружения, лесопи¬томник, ботанический сад, экологическая тропа, зоопарк, кра¬еведческий музей (если там имеется отдел охраны природы). Если таких возможностей нет, может быть проведена на мест¬ности отработка правил поведения в природе».

3. Разработка А.А. Плешаковым новых программ и новых учебников природоведения усиленной экологической направленности.

Существует и третье направление, по которому работают учителя в деле экологического воспитания школьников. Это направление по созданию новых программ и новых учебников природоведения, отличных от традиционных. А.А.Плешаков разработал новый учебник для четырехлетней начальной школы. Его учебник открывается разделом «Природа и мы». Этот раздел служит связующим звеном между курсами «Ознакомление с окру¬жающим миром» (1-2 классы) и «Природоведение» (3-4 классы). В центре внимания этих курсов взаимодействие человека и при¬роды. В 1 и 2 классах оно рассматривается в более широком контексте познания окружающего мира в целом, а в 3 и 4 клас¬сах становится объектом целенаправленного рассмотрения.

Тема «Природа и мы» открывает курс 3 класса. Она повторяет, обобщает, систематизирует уже имеющиеся у детей зна¬ния о природе и взаимодействии с ней человека, и расширяет представления учащихся в этой области. В учебник 3 класса включено пять разделов: «Природа и мы», «Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных», «Будем бе¬речь здоровье» и завершающий раздел «Что такое экология». Последний раздел является дополнительным, к нему могут обра¬титься наиболее любознательные дети. Наличие этого раз¬дела не означает того, что экологические материалы отсутс¬твуют в первых разделах. В разделе «Что такое экология» сде¬лана попытка представить экологию в концентрированном и обобщенном виде, используя при этом определенный минимум элементарной экологической терминологии. В данном учебнике раскрываются следующие идеи: идея многообразия природы (раскрывается на всех уроках, начиная с первого); идея эко¬логической целостности природы (реализуется через раскрытие многообразных экологических связей между неживой и живой природой, внутри живой природы); идея единства природы и че¬ловека (рассматривается значение каждого изучаемого природ¬ного компонента в жизни людей, анализируется отрицательное и положительное воздействие человека на все эти компоненты и рассматриваются вопросы здоровья).

В курсе 4 класса экологическая направленность остается ведущей. Она связана с задачей формирования бережного, от¬ветственного отношения младших школьников к природе. Ранее названные идеи изучаются и в 4 классе и еще четко прослежи¬вается идея хрупкости, уязвимости нашего природного окруже¬ния, его незащищенности перед неразумной варварской эксплуа¬тацией со стороны человека. В 3 классе материал изучается в процессе покомпонентного изучения природы, а в 4 классе ма¬териал ложится на «географическую матрицу» по схеме: планета - страна - край - планета. В учебник включены разделы: «Мы - жители Земли»; «Сохраним природу России» (здесь идет зна¬комство с важнейшими равнинами, горами, изучаются природные зоны в экологическом рассмотрении, раскрывается понятие «природное равновесие»); «Сбережем природу родного края» и заключает учебник раздел «Планета загадок» (аналогичен раз¬делу «Что такое экология» /3 класс/).

Следует подчеркнуть, что данные учебники рассчитаны не на «усредненного ученика». Они позволяют осуществлять дифферен¬цированный, индивидуальный подход, создают условия для раз¬вития способностей, склонностей и интересов каждого ученика.

Под руководством Н.Н.Поповой, преподавателя Пензенского педагогического института им. В.Г.Белинского, был апробиро¬ван новый учебник природоведения разработанный А.А.Плешако¬вым. Сложность преподавания по этим учеб¬никам заключается в использовании новых, нетрадиционных методов, приемов и форм обучения: творческой дискуссии, моде¬лирование ситуативных заданий, полевых практикумов. Кроме того, отсутствует наглядный материал, к изучаемому курсу, поэтому параллельно с методикой разработки уроков идет соз¬дание комплексов наглядных пособий (схемы-опоры, схемы-инс¬трукции, запрещающие знаки, динамические схемы, дидактичес¬кий материал, направленный на умение классифицировать объек¬ты природы). В разработке и создании учебных комплексов при¬нимает участие рабочая группа студентов 3-4 курсов факульте¬та начальных классов Пензенского Государственного педагоги¬ческого института им. В.Г.Белинского. В результате проведен¬ной работы учебник А.А.Плешакова претерпел некоторые измене¬ния. Природоведческий материал в учебнике 3 класса объединя¬ется в три блока: «Неживая природа» (тела, вещества, части¬цы, температура, воздух и его охрана, вода и ее охрана, поч¬вы и их охрана); «Растения и животные» (разнообразие, жизнь и размножение, растениеводство, животноводство, охрана рас¬тений и животных); «Человек» (человек - часть природы, общий обзор организма человека и его гигиена, охрана природы - не¬обходимое условие охраны здоровья людей). Изучение основных разделов предваряется двумя вводными уроками «Что такое при¬рода» и «Природа в опасности». Кроме этого в учебник включе¬ны два обобщающих урока, а именно, после изучения первого и второго блоков - урок «В природе все взаимосвязано» в конце курса - «Природа и люди - одно целое». В соответствии с но¬вым содержанием изменена и тематика экскурсий. Всего в прог¬рамме для 3 класса их три: «Многообразие природы», «Измене¬ния в природе под влиянием человека», «Охрана природы». Так как в учебнике они не описаны, их методика требует тщатель¬ной разработки.

Заключение:

Подводя результаты работы, можно сделать следующие выводы:

1. Экология - наука относительно молодая, и возникла она из потребности человека сохранить природу и самих себя. Ас¬пекты изучения данной науки достаточно обширны. В ней широко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с приро¬дой, его влияние на среду обитания и природу. Этот повышен¬ный интерес к человеку, как к объекту науки, сложился из-за существующих экологических проблем. В скором времени людям нужно будет предотвращать эти проблемы или ликвидировать их последствия.

2. Общество находится перед лицом всемирных экологических проблем и их решение зависит:

а) от обновления научно-технической, инвестиционной, структурно-производственной сферы;

б) от переориентации духовной жизни (привитие нового от¬ношения к природе, основанного на взаимосвязи природы и че¬ловека, привитие норм и правил экологического поведения).

3. Проблемой экологического воспитания люди стали заниматься еще в XVII веке. Но в наше время данная проблема ста¬ла более актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И все человечество не должно оставаться в стороне от решения проблем экологического воспитания подрастающего поколения.

4. Теоретическая основа экологического воспитания осно¬вывается на решении задач в их единстве: обучения и воспита¬ния, развития. Критерием сформированности ответственного от¬ношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, воспитатель может сформировать экологически грамот¬ную и воспитанную личность.

5. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных эко¬логических связей, поможет детям усваивать правила и нор¬мы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмыслен¬ными убеждениями каждого ученика.

6. Существуют основные правила поведения в природе, которые могут усвоить старшими дошкольниками. Нельзя навя¬зывать детям эти правила, нужна целенаправленная, продуман¬ная работа для того, чтобы знания перешли в убеждения.

7. Вопросами экологического воспитания и образования дошкольников и младших школьников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что воп¬рос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании.

Похожие работы на данную тему