Введение:
Проблема охраны природной среды, с той или иной остротой охватывая все страны и континенты, стала за последние десятилетия одной из важнейших глобальных проблем современности, превратившись из биологической в политическую, экономическую, социальную, педагогическую. Для её решения кроме административных мер необходима и широкая просветительная работа среди населения, и в особенности среди подрастающего поколения. Успешное решение всего дела охраны природы возможно только при условии резкого подъема экологической культуры и знаний в этой области. Сознательное и бережное отношение человека к природе должно формироваться, начиная с детства, в семье, школе, в средних и высших учебных заведениях и непосредственно на производстве.
Но особенно ответственная роль в общей системе экологического образования и воспитания принадлежит начальной школе, формирующей у учащихся первичные знания о природе и навыки её охраны. Отношение человека к природе определяется тем, насколько глубоко ценностные аспекты мировоззренческого понятия «природа» взаимодействуют с системой его социальных ценностей, которыми он руководствуется в своем повседневном поведении. Лишь в том случае, когда экологические ценности включены в число социальных ценностей человека, они приобретают в его сознании соответствующую значимость, превращаются в начало, побуждающее его действовать в направлении сохранения и восстановления природы. Такое включение экологических ценностей в социальные и является одной из важнейших задач экологического воспитания школьников. Проблема экологического воспитания и образования, учащихся как важный аспект проблемы охраны природы в современный период актуально. В её решении заинтересованы педагоги, ученые общественность государств, принадлежащих к разным социальным системам, так как сохранение природы является общечеловеческой ценностью.
Глава 2:
Как видно из графика (см.Приложение № 8), большинство учащихся оценивают состояние природы как удовлетворительное, однако значительное количество учащихся считают его неудовлетворительным. Это связано с ухудшением экологической обстановки и с большой информированностью школьников об экологических проблемах.
Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Как человек разрушает природу?» Приведенные данные (см.Приложение № 9) свидетельствуют, что учащиеся недостаточно полно осознают пагубное влияние человека на природу.
Ответы учащихся на вопрос: «Что могут сделать дети для охраны природы?» Как видно из графика (см.Приложение № 10), не все учащиеся знают, что они могут сделать для охраны природы. Большинство школьников отмечают ограждение муравейников, посадка деревьев, что связано с положением школы в лесу.
Анализ полученных данных убедило нас в том, что уровень экологической культуры младших школьников, особенно такого его компонента, как экологические знания очень низок. В связи с этим нами было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа по формированию экологической культуры школьников может повысить эффективность формирования у школьников бережного отношения к природе.
Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического образования и воспитания, мы предлагаем во время экскурсий в природу использовать экологический проект « Мое дерево».
Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Хотя бы частному решению проблемы, считает может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне. Проект «Мое дерево» подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщение результатов исследований в самой разнообразной форме и составление рекомендации по проблеме. В качестве объекта исследований детей выбрано дерево. Деревья играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас постоянно, однако большинство детей и взрослых не обращают на них внимание. Опыт показывает, что дети младшего возраста часто не воспринимают деревья как живые объекты. В то же время дерево прекрасный объект для фенологических наблюдений. На примере дерева могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. Состояние деревьев, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Важно и то, что деревья довольно крупные объекты, поэтому ребенку легче, чем небольшие растения, представить дерево своим другом.
Заключение:
С развитием общества, по мере познания законов природы и совершенствования орудий труда власть человека над природой возросла. Особенно значительно возрастает его господство над ней с переходом от ручного орудия к машинному производству. Человек постепенно подчиняет себе природные силы, приспосабливает их к своим потребностям. Но уже в этот период противоречие между ним и природой приобретает антагонистическую форму. Начинается хищническое ее истребление, хищническая эксплуатация в целях извлечения сверхприбыли.
Проблема экологического воспитания учащихся как важный аспект проблемы охраны природы в современный период актуальна. В ее решении заинтересованы педагоги, ученые, общественность государств, принадлежащих к разным социальным системам, так как сохранение природы является общечеловеческой ценностью.
В целях эффективности формирования у детей бережного отношения к природе педагогам необходимо так организовать этот процесс, чтобы все компоненты данного отношения развивались и формировались у школьников в тесном единстве и взаимосвязи.
Формирование компонентов бережного отношения к природе необходимо начинать именно с еще и потому, что в этом возрасте слабо выражено единство личности – она еще очень расплывчата и различные области интересов и отношений существуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Очень важно чтобы, в этом возрасте рядом с ребенком находился грамотный, умный наставник, способный развивать в нем начала экологической культуры.