Введение:
Впервые термин “налоги” появился в русском языке в 1776 году. Сначала 19 века термин “налог” применялся параллельно с термином “подать” и только к концу столетия стал основным термином , обозначающим денежные отношения , установленные государством для формирования казны за счет средств населения.
Налоги - императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд , без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента . Первый существенный признак налога императивность предполагает отношение власти и подчинения .
Смена собственников - второй признак налогов. Налоги поступают только в бюджетный фонд , в котором обезличиваются .Поэтому налоги - отношения не целевые . Важный отличительный признак налогов - безвозвратность и безвозмездность , иными словами , налог никогда не возвращается плательщику налога , и последний при этом не получает ничего взамен : не право участия в каких-либо хозяйственных операциях , ни права пользования материальными и не материальными объектами , ни права какого-либо действия ( ввоза , вывоза товаров ) , ни документа. Этот признак различает налоги и пошлины ( денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, при этом субъект пошлины получает право на осуществление каких-либо хозяйственных операций
( ввоз, вывоз товаров ) , получает какое-либо свидетельство, документ ).
Взносы в государственные внебюджетные фонды ( Пенсионный, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) не относятся к налогам , т.к. не обладают указанными выше признаками. Взносы вносятся на определенные цели ; возвратные и при этом не поступают в бюджетный фонд.
Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы России. В большей мере это относится к ее центральному звену - бюджету. «Из недр» бюджета появились внебюджетные фонды, среди них ведущее место заняли социальные фонды . Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев системы финансов: с их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти . Специфика внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и , чаще всего, строго целевое использование их средств .*
Глава 3:
В соответствии со ст. 238 НК РФ не включаются в состав до¬ходов, подлежащих налогооб¬ложению:
1) государственные пособия (пособия по временной нетру¬доспособности, по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам);
2)все виды компенсационных выплат в пределах норм, уста¬новленных в соответствии с законодательством РФ, свя¬занных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоро¬вья; бесплатным предоставле¬нием жилых помещений и ком¬мунальных услуг, увольнением работников, включая компенса¬ции за неиспользованный от¬пуск;
3)суммы единовременной материальной помощи, оказы¬ваемой работодателям:
работникам в связи со сти¬хийным бедствием или дру¬гим чрезвычайным обстоя¬тельством на основании реше¬ний органов законодательной и исполнительной власти, ре¬шений представительных ор¬ганов местного самоуправле¬ния;
членам семьи умершего ра¬ботника в связи со смертью члена семьи;
работникам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;
4)суммы, выплачиваемые фи¬зическим лицам избиратель¬ными комиссиями;
5) стоимость форменной одежды и обмундирования, вы¬даваемых работникам в соот¬ветствии с законодательством РФ;
6) стоимость льгот по проезду,
предоставляемых законода¬тельством РФ;
7) выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза при условии, что данные выплаты производятся не чаще (одного раза в три месяца и ÍÅ превышают 10000 рублей â год.
Не подлежат налогообложению выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающих 2000 рублей на одно физическое лицо по каждому из следующих оснований:
-суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а так же бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
-суммы возмещения работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или)инвалидам) стоимости приобретенных ими медикаментов, назначенных лечащим врачом. (см. Приложение 3)
Заключение:
Внебюджетные фонды - пенсионный фонд, фонд социального страхования, территориальный и федеральный фонды ОМС имеют большое социально-экономическое значение . Эти платежи не облагаются налогами , не подлежат обезличиванию в государственном и региональных бюджетах. Они используются исключительно на цели защиты граждан от определенных социальных рисков и фактически являются не чем иным , как “превращенной формой” заработной платы при наступлении таких рисков (безработица , болезнь , старость , беременность и роды , несчастный случай и др.).Суммарная ставка отчислений во внебюджетные фонды составляет 35,6% от фонда оплаты труда . Для предприятий и организаций этот процент отчислений очень велик , поэтому организации и предприятия фонд оплаты труда занижают , чтобы уменьшить отчисления во внебюджетные фонды . Из выше изложенного можно сделать вывод , что следует уменьшить процент отчислений во внебюджетные фонды , что позволит предприятиям платить реальную заработную плату , а соответственно и отчисления в фонды.
Также отметим , что для повышения эффективности использования средств внебюджетных социальных фондов :
• целесообразно реформирование Пенсионного и других социальных внебюджетных фондов в плане источников их доходов и методики их исчисления ;
• необходимо совершенствование правовой основы , регламентирующей юридический статус социальных внебюджетных фондов , процессы формирования и использования средств фондов;