Введение:
Актуальность. На современном этапе перестройки образования одной из наиболее актуальных проблем является оптимизация физического воспитания учащихся, т.к. именно здесь закладывается фундамент физического здоровья человека, являющегося основой его дальнейших успехов в умственной, трудовой и спортивной деятельности.
В современной ситуации обучение и здоровье заняли по отношению друг к другу диаметрально противоположные позиции. Это подтверждают и статистические данные о состоянии здоровья школьников, ухудшающееся от класса к классу. В чем причина? Первопричина - функциональная и физическая неготовность детей к обучению в школе. К этому добавляется снижение двигательной активности, приводящее к гиподинамии, с одной стороны, и резкому увеличению доли статических нагрузок - с другой.
Доказано, что уроки физической культуры удовлетворяют еженедельную потребность школьника в движении на 10 - 12% от требуемой.
Недостаточная физическая активность отрицательно сказывается на деятельности физиологических функций, особенно растущего организма, тормозит процесс физического развития и формирования основных двигательных качеств: ловкости, быстроты, силы, выносливости. Современный школьник должен компенсировать свое двигательное голодание на уроках выполнением определенного объема физических нагрузок. В тех случаях, когда минимум физических нагрузок не выполняется, не происходит дальнейшего качественного совершенствования двигательной и вегетативных функций.
Утомление, развивающегося в условиях умственной деятельности и дефицита двигательной активности, ухудшает физическое развитие детей, становится причиной заболеваемости. При двух уроках физкультуры в неделю невозможно избежать неприятных последствий гиподинамии и снизить статические нагрузки у школьников в процессе учебной деятельности.
Глава 2:
Конкурсы проводятся внутри классов и между классами, куда могут входить не только индивидуальные, но и групповые задания. Также проводятся семейные конкурсы.
Конкурсы могут проводиться на лучшее составление и выполнение комплекса утренней гимнастики, на создание нового упражнения из двух или трех предложенных, на лучшую комбинацию вольных упражнений, включающую изученные двигательные действия, и т. д. Все выполненные практические задания должны быть теоретически обоснованы и прокомментированы учеником. Конкурс может проводиться на лучшее исполнение предложенных упражнений, точность и скорость воспроизведения продемонстрированного упражнения отдельными учениками или группой. В задачу конкурсов не входит изучение техники упражнений. Они в основном способствуют закреплению полученных на уроках умений и выработке физических качеств.
С введением рейтиногой системы оценивания, в школах в последнее время наиболее популярным является конкурс на звание «Лучший спортсмен школы». Почетное звание победителям конкурса присваивается в конце учебного года на торжественной общешкольной линейке, на которую приглашают и родителей. Чтобы итоги конкурса были максимально объективными, используем систему рейтинга. Оценивается несколько аспектов физкультурно-спортивной работы: посещение уроков физической культуры, занятия в спортивных кружках или секциях, участие в массовых спортивных мероприятиях, помощь в их проведении. Для наглядности подводятся ежемесячно текущие итоги по 25 лучшим результатам спортсменов школы (отдельно мальчиков и девочек). Работы, конечно, много, но она себя оправдывает. Если в школе хорошо налажена деятельность коллектива физической культуры, это значительно облегчает дело.
Вариант рейтинга таков. Участие в спортивных мероприятиях класса или школы — 1 очко, 3-е место в школьных соревнованиях — 2 очка, 2-е — 3 очка, 1-е — 5 очков.
Рекорд школы — 5 очков.
Участие в зональных соревнованиях районного уровня — 5 очков, 3-е место — 7 очков, 2-е — 8 очков, 1-е — 10 очков.
Участие в районных соревнованиях — 15 очков, 3-е место — 20 очков, 2-е — 25 очков, 1-е — 30 очков.
Рекорд района — 30 очков.
И так далее: чем выше ранг соревнований, тем больше очков.
При стопроцентной посещаемости уроков физической культуры начисляется 10 очков, участие в работе спортивного кружка или секции — 5 очков, за помощь в проведении спортивных мероприятий: классного уровня — 5 очков, школьного уровня — 10 очков, районного уровня — 15 очков, и т. д.
По тому же принципу подводятся конкурсы на звание «Самая спортивная семья». Суммируем очки всех членов семьи. В конкурсе могут принимать участие все семьи, в которых в школе учатся двое и более детей [15].
Заключение:
Спортивно – массовая работа составляет неотъемлемую часть физического воспитания в школе.
Целью спортивно – массовой работы является: способствование повышению уровня двигательной активности детей и укреплению их здоровья; содействие полезной организации отдыха школьников; удовлетворение их индивидуальные интересы физическом совершенствовании и способствование формированию интереса к занятиям спортом; развитие социальной активности школьников.
В решении общих задач физического воспитания школьников спортивно – массовая работа призвана содействовать:
1) вовлечению в систематические занятия физическими упражнениями возможно большего количества школьников;
2) расширению и совершенствованию знаний, умений навыков, двигательных, моральных и волевых качеств, приобретенных в процессе обязательных уроков физического воспитания, и на этой основе обеспечению готовности школьников более качественному усвоению материала учебной программ успешному выполнению норм и требований комплекса
3) формированию умения и привычки самостоятельно использовать доступные средства физического воспитания в дневной деятельности с целью полезного проведения свободного времени, собственного физического совершенствования и оздоровления;
4) выбору спортивной специализации и достижению результатов в избранном виде спорта на уровне нормативных требований спортивной классификации для соответствующего возраста;
5) подготовке общественного физкультурного актива школы.
Основу спортивно-массовой работы в школе составляют спортивные соревнования.