Введение:
Одной из проблем формирования школьника как читателя в начальной школе является развитие интереса к детской книге. Осуществление данного процесса возможно при взаимодействии семьи и школы.
Над этим вопросом работали многие ученые и педагоги, такие как Белин-ский В.Г., Джежелей В.Д., Крупская Н.К., Львов М.Р., Светловская Н.Н., Ушинский К.Д., Харламов И.Ф. и др.
Из курса педагогики и из личной практики учителей известно, что в совре-менной школе основной формой организации учебно-воспитательной работы является урок. Это положение аксиоматично и для формирования у учащихся начальной школы способности к самостоятельной читательской деятельности.
В педагогике давно рассматривается вопрос о том, что такое форма и когда эта форма стала особой и основной в процессе подготовки учащихся – читате-лей к самостоятельной читательской деятельности.
Если обучение чтению насчитывает тысячелетия, то уроки чтения как са-мостоятельное, то есть включенное в расписание время, которое целенаправ-ленно используется учителем именно для обучения младших школьников осно-вам читательской деятельности, а затем их совершенствованию в ней, возник-ли, с исторической точки зрения, совсем недавно, в 60-е годы XIX века. Заслуга этого нововведения принадлежит Константину Дмитриевичу Ушинскому.
Если уроки чтения – это основная форма подготовки ребенка – читателя к самостоятельной читательской деятельности, то их вид и структура должны быть нацелены именно на эту деятельность, придавать процессу обучения чте-нию необходимые операции, которые придадут результату обучения очертания типа правильной читательской деятельности.
Но чтобы сформировать истинного читателя и книголюба одной деятель-ности школы не достаточно. В развитии школьника как читателя школа должна опираться на помощь семьи ребенка. Именно при взаимодействии этих двух основных компонентов возможно формирование читателя.
Цель исследования – раскрыть теоретические основы формирования школьника как читателя.
Исходя из цели исследования, сформируем следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Раскрыть формы и методы взаимодействия семьи и школы в формиро-вании школьника как читателя.
3. Проанализировать психологические аспекты семейных отношений.
Объектом исследования выступает процесс взаимодействия семьи и шко-лы.
Предмет исследования – формы работы семьи и школы в формировании школьника как читателя.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, выводов по ка-ждой из них, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Глава 2:
Книги нужно приобретать самые доступные, напечатанные крупным шрифтом, с большим количеством иллюстраций. Если даже ребенок не может прочитать их, то они, во всяком случае, возбуждают у него интерес к чтению и желание преодолеть трудности грамоты [24,417].
Также А.С. Макаренко советовал знакомство с книгой начинать с чтения вслух, и даже тогда, когда ребенок достаточно грамотен. «Чрезвычайно жела-тельно, чтобы такое чтение сделалось привычным и постоянным праздником среди рабочих будней. При этом если сначала чтецами выступают родители, то в дальнейшем эта работа должна быть передана ребятам. Но как вначале, так и потом очень полезно, если такое чтение происходит не специально для слуша-теля – ребенка, а в кругу семьи с расчетом на то, что оно вызовет и коллектив-ный отзыв и обмен мнениями. Только при помощи такого коллективного чте-ния можно направить читательские вкусы ребенка и выработать в нем привыч-ку критически относиться к прочитанному.
Независимо от чтения вслух необходимо постепенно прививать ребенку и охоту самому посидеть за книжкой [18,112].
Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье. Наверное, в каждой семье книга входит в жизнь ребенка как-то по-своему.
Вот какие советы родителям о том, как прививать в семье детям любовь к книге, дает народный артист СССР Игорь Ильинский:
«Младшим школьникам уже можно читать классиков. На первых порах лучше выбирать сюжетные произведения. Иногда можно не-понятные слова или длинноты пересказывать своими словами, а за-тем снова возвращаться к тексту.
Как правило, дети не любят слушать описание природы. Помню, как ни старалась мать увлечь меня Тургеневым, ничего не получи-лось. «Открыть» детям Тургенева, Льва Толстого можно исподволь. Начать нужно с книг даже приключенческих, но с описательными элементами. И тогда ребенок незаметно для себя научится понимать и чувствовать красоту природы такой, какой ее увидел и понял ху-дожник.
Очень верю в воспитательное значение книг о животных, ска¬зок, ба-сен. Но стоит ли дома читать детям, вслух артистически! Мне хотелось бы предостеречь, родителей,— отнюдь не актеров,— не увлекайтесь изо-бражением зверей и животных, не злоупотреб¬ляйте звукоподражательст-вом, Однажды, когда я, читая своему тогда еще трехгодовалому сыну «Кот и лодыри», начал мяукать, он прервал меня: «Папа, читай просто». Это заставило меня призаду¬маться: эстрадные эффекты в домашнем чтении не нужны. Главное простота и, как я уже говорил, настроение. При чтении басен, на¬пример, хрюканье, мяуканье, лай только помешают ребенку по¬нять смысл, угадать в животных людей - плохих, хороших, добрых, коварных...
Заключение:
Анализ психолого-педагогической, учебно-методической, специальной литературы по данной проблеме позволяет сделать следующие выводы:
• В данной литературе подробно описаны методы формирования читатель-ской самостоятельности:
• Представлены формы работы с детской книгой: книга является основным источником развития интереса на уроках чтения:
• Раскрывается значение и формы взаимодействия школы, библиотеки и се-мьи в формировании школьника-читателя;
• Выявлено, что развитию интереса младших школьников к детским книгам способствует всесторонняя подготовленность учителя к урокам чтения, на-личие у учащихся сформированной установки к ним;
• Повышение эффективности проводимых уроков возможно лишь при гра-мотном использовании разнообразии методов и приемов обучения чтению;
• В современных условиях необходима тесная взаимосвязь семьи и школы. Именно в семье начинается формирование личности ребанка, но без сотруд-ничества с педагогическим коллективом этот процесс будет незавершенным. Поэтому с первого дня пребывания ребенка в школе родители должны стать лучшими помощниками учителя. Без их участия практически невозможно проведение значимых и крупных мероприятий.
В современных условиях тесная связь семьи и школы необходима и даже неизбежна. Именно в семье начинается формирование личности ребенка, но без сотрудничества с педагогическим коллективом этот процесс будет незавершен-ным. Поэтому с первого дня пребывания ребенка в школе родители должны стать лучшими помощниками учителя. Без их участия практически невозможно проведение значимых и крупных мероприятий.
Многие педагоги занимались и занимаются изучением совместной работы семьи и школы, но большее предпочтение в их трудах все равно отдано семье. Формирование детей происходит на основе удивительно чутко и последова-тельно воспринимаемого ими опыта, характера и образа жизни семьи. Говоря о воспитании в семье, мы, прежде всего, должны говорить о педагогике семей-ных отношений.