Введение
Одной из проблем формирования школьника как читателя в начальной школе является развитие интереса к детской книге. Осуществление данного процесса возможно при взаимодействии семьи и школы.
Над этим вопросом работали многие ученые и педагоги, такие как Белин-ский В.Г., Джежелей В.Д., Крупская Н.К., Львов М.Р., Светловская Н.Н., Ушинский К.Д., Харламов И.Ф. и др.
Из курса педагогики и из личной практики учителей известно, что в совре-менной школе основной формой организации учебно-воспитательной работы является урок. Это положение аксиоматично и для формирования у учащихся начальной школы способности к самостоятельной читательской деятельности.
В педагогике давно рассматривается вопрос о том, что такое форма и когда эта форма стала особой и основной в процессе подготовки учащихся – читате-лей к самостоятельной читательской деятельности.
Если обучение чтению насчитывает тысячелетия, то уроки чтения как са-мостоятельное, то есть включенное в расписание время, которое целенаправ-ленно используется учителем именно для обучения младших школьников осно-вам читательской деятельности, а затем их совершенствованию в ней, возник-ли, с исторической точки зрения, совсем недавно, в 60-е годы XIX века. Заслуга этого нововведения принадлежит Константину Дмитриевичу Ушинскому.
Если уроки чтения – это основная форма подготовки ребенка – читателя к самостоятельной читательской деятельности, то их вид и структура должны быть нацелены именно на эту деятельность, придавать процессу обучения чте-нию необходимые операции, которые придадут результату обучения очертания типа правильной читательской деятельности.
Глава II. Роль семьи в развитии школьника – читателя
2.1. Основные условия успешного семейного воспитания школьника – читателя
Из практики работы учителей начальных классов известно, что некоторые родители систематически просматривают дневники, тетради, оценки своих де-тей, и не особенно интересуются тем, что читают дети в свободное время, ка-кими книгами интересуются. Некоторые родители считают, что все знания, ко-торые должен усвоить ребенок, заключаются в учебнике. А это значит, что не в каждой семье понимают огромное значение книги в познавательном и воспита-тельном плане.
Задача учителя состоит в том, чтобы наладить тесный контакт с родителя-ми, найти в их лице надежных помощников, углубляющих стремление детей к самостоятельному чтению.
Книга в жизни ребенка играет огромную образовательную и воспитатель-ную роль, и надо начинать как можно раньше пробуждать у детей серьезную, прочную любовь к чтению.
Школа уделяет очень большое внимание работе учащихся с книгой. Но учителям много труднее, чем отцу и матери, следить за тем, сколько, что и как читают школьники в свободное время, в зимние, весенние, летние каникулы.
Поэтому и родителям необходимо серьезно интересоваться домашним чтением детей, воспитывать всяческими способами у них любовь к книге.
«Я понял, какой великий праздник – хорошая, правильная книга». Так ус-тами своего героя Алеши Пешкова сказал А.М. Горький [13,69].
Хорошая книга не только радость и наслаждение, она наш мудрый и доб-рый друг, советчик и воспитатель. Как говорили в прошлом веке, поэзия, под-разумевая под этим всю художественную литературу, развивает в людях «чув-ство изящного». Это чувство есть условие человеческого достоинства, только при нем возможен ум, только с ним ученый возвышается до мировых идей, по-нимает природу и явления в их общности; только с ним гражданин может при-нести в жертву Отечеству и свои личные надежды; только с ним человек может сделать из жизни подвиг и не сгибаться под его тяжестью. Без него, без этого чувства, нет гения, нет таланта, нет ума – остается один пошлый «здравый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчетов эго-изма.
Список используемой литературы
1. Беленкова В.М. напитать душу красотой // Начальная школа. 1991. - № 1. – с. 20-22.
2. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В 13-ти томах; м. 2. – М., 1953. – с.367.
3. Воспитание творческого читателя. – М.: Просвещение, 1981. – с.127.
4. Гантя И.С. Формирование основ самообразования при обучении младшего школьника чтению. – Кишинев: ШТИ ИНЦА, 1983. – с. 208.
5. Герцен А.И. Собрание сочинений в тридцати томах; т. 1. – М.: Про-свещение, 1954. – с. 420.
6. Гоноболин Ф.И. Психология. – М.: Просвещение, 1973. – с. 304.
7. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. – М.: Просвещение, 1992. – с. 23.
8. Джежелей О.В., Светловская Н.К. Учим читать книгу. – М.: Про-свещение, 1983. – с. 128.
9. Джежелей О.В. Формирование круга чтения младшего школьника // Начальная школа. 1989. - № 1. – с. 33-38.
10. Диянова Р.В. Нас сближают книги // Начальная школа. 1985. - № 12. – с. 14-15.
11. Добрыдина Н. Первые шаги в мире книг // Библиотека, 1993. - № 9. – с. 29-39.
12. Дубровицкий В.И. Под крышей дома твоего. – М.: Просвещение, 1987. – с. 84-120.
13. Житомиров Н.Н. Детское чтение в семье. – Л.: Знание, 1963. – с. 69-83.
14. Козлова Л.И. Воспитание читателя работа общая // Начальная шко-ла. 1986. - № 12. – с. 31-34.
15. Крупская Н.К. О детской литературе и о детском чтении. Сборник. – М., 1979. – с. 48.
16. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в 6-ти томах, т.3. – М.: Педагогика, 1978. – с. 138-145.
17. Крупская Н.К. Педагогические сочинения; т. 8. – М., 1969. – с. 171-180.
18. Кубасова О.В. Взгляды А.С. Макаренко на вопросы детского чтения // Начальная школа. 1988. - № 8. – с. 85-417.
19. Линкова И.Я. Что может книга. – М., 1972. – с. 134.
20. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – с. 107.
21. Львов М.Р. Ребенок сам учится читать // Начальная школа. 1990. - № 4. – с. 59-62.
22. Мавлевич Н. Кому книги в руки? // Семья и школа. 2003. - № 11. – с. 12-14.
23. Макаренко А.С. Воспитательное значение детской литературы. – М., 1977. – с. 600.
24. Макаренко А.С. Воспитание культурных навыков. – М., 1957. – с. 417.
25. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. – М., 1957. – с. 400.
26. Маркс К. и Энгельс Ф. об искусстве. – М., 1976, т.1. – с. 156.
27. Наумчик М.М. Работа с детской книгой // Начальная школа. 1986. - № 11. – с. 30-32.
28. Никольский С. Игра в слова // Первое сентября, 2002. – 30 марта – с. 12.
29. Осипов В. Книги в вашем доме. – М., 1973. – с. 120.
30. Павлова Л.А. Живое слово учителя на уроках классного и внекласс-ного чтения. // Начальная школа. 1988. - № 3. – с. 41-43.
31. Петрова Е. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2001. - № 4. – с. 32-38.
32. Пинт А.О. Это вам, родителям. – М.: Знание, 1967. – с. 151-163.
33. Полозова Т.Д. Единство мысли, чувства и действия. – М., 1978. – с.103.
34. Полозова Т.Д. Открытие мира. – М., 1979. – с. 73.
35. Протасова Е. Разыгрываем сказки – самоделки // Дошкольное вос-питание, 2001. - № 4. – с. 74-75.
36. Родина А.А. Литературное образование младших школьников // Начальная школа. 1999. - № 1. – с. 84-88.
37. Рожина Л.Н. Книга в семье. – Минск, 1972. – с. 142.
38. Светловская Н.Н. Внеклассное чтение в 1 классе. – М., 1983. – с. 139.
39. Светловская Н.Н. Внеклассное чтение во 2 классе. – М., 1981. – с. 118.
40. Светловская Н.Н. Внеклассное чтение в 3 классе. – М., 1975. – с. 132.
41. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М., 1991. – с. 150.