Введение:
Актуальность исследования: Важнейшим организующим положени-ем не только процесса обучения, но и всего целостного педагогического про-цесса является принцип наглядности. Я.А.Коменский, обосновавший "золо-тое прави¬ло дидактики", согласно которому к обучению необходимо привле-кать все органы чувств, писал: "Если мы намерены насаждать в учащихся ис-тинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности".
Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с за-кономерностями этого процесса, с основными дидактическими прин¬ципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности.
Принцип наглядности — один из старейших и важнейших в ди¬дактике — означает, что эффективность обучения зависит от целесо¬образного при-влечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, про-водить опыты, практически работать -через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные предметы, процессы, используются наглядные средства: модели, ри¬сунки, лабораторное оборудование и пр.
Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Де-монстрация и работа с предметами должны вести к родной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, к словесно-логическому.
Между тем, как показывают массовые обследования, некоторые учи¬теля не имеют ясного представления о том, когда и как надо использо¬вать на-глядность, в каких случаях применение наглядных пособий необ¬ходимо и полезно, а в каких ненужно и даже вредно.
Каждый учитель не раз слышал настойчивые советы, а порой и требо-вания более широко опираться при обучении на наглядность, боль¬ше исполь-зовать на уроках наглядные пособия, применять наглядные средства обуче-ния. И каждый учитель тратит много сил и времени на подбор и изготовле-ние наглядных пособий. Стены классных комнат, каби¬нетов школ увешаны разного рода таблицами, схемами, картами, карти¬нами; шкафы кабинетов также заполнены главным образом наглядными пособиями. Для усиления на-глядности учителя стараются использо¬вать технические средства обучения: кодоскопы, диапроекторы, кино¬проекторы, магнитофоны, телевизоры и дру-гие приборы и аппараты.
Глава 2:
На формирующем этапе нами были использованы различные виды на-глядных пособий:
1. Предметы окружающей среды. Например, с первых же дней пребы-вания детей в школе при обучении их счету и действиям сложения и вычита-ния, предметы окружающей обстановки могут быть использованы в качестве счетного материала. Таким материалом могут служить книги, тетради, ка-рандаши, счетные палочки и т. д. Отдельные предметы могут быть использо-ваны и в дальнейшем: при ознакомлении учащихся с элементами геометрии. На них можно показывать различные пространственные формы.
2. Демонстрационные изобразительные пособия. К этому виду нагляд-ных пособий относятся, прежде всего, картины и учебные таблицы с изобра-жением ряда знакомых детям предметов, наборы картинок, картины со вставками, аппликации. К демонстрационным изобразительным пособиям относятся также различные модели, муляжи и макеты.
3. Таблицы. Таблицами называют текстовые или числовые записи, рас-полагаемые в определенном порядке. Чаще всего в виде колонок, а также сгруппированные вместе серии рисунков и схем с текстом или без него. Таб-лицы издаются на больших листах бумаги, наклеенных для удобства пользо-вания на ткань или картон. По своему значению таблицы могут быть разде-лены на группы:
-познавательные;
- инструктивные;
- тренировочные;
- справочные;
Разумеется, это деление в какой – то мере условно.
К познавательным таблицам относятся такие, которые содержат в себе новые сведения и поэтому чаще всего используются при объяснении нового материала. К их помощи можно прибегать также при повторении с целью расширения и обобщения знаний учащихся.
4. Инструктивные таблицы в наглядной форме дают указания по вы-полнению тех или иных действий, связанных с формированием навыков на-писания, решения задач, вычислительных навыков. К этим таблицам отно-сятся таблицы с образцами рукописных цифр, с примерами, указывающими порядок выполнения арифметических действий, с примерами алгоритмов действий и др. такие таблицы вывешиваются в классе на более или менее продолжительное время, чтобы они помогали учащимся в их работе, давали необходимые указания.
5. Тренировочные таблицы предназначаются для проведения много-кратных упражнений, с целью формирования знаний и навыков. Наиболее известными из таких таблиц являются таблицы для устных вычислений. Эти таблицы освобождают учителя от необходимости выписывать длинные ряды чисел и тем самым облегчают его работу и позволяют экономить время.
6. Справочные таблицы содержат материал, который часто бывает ну-жен учащимся как при решении примеров и задач, так при выполнении прак-тических работ. Они, как и инструктивные таблицы, вывешиваются в классе на продолжительное время.
Заключение:
Знание наглядных методов обучения и видов наглядных пособий дает возможность правильно их подбирать и эффективно использовать при обуче-нии.
В процессе обучения наглядные методы обучения используют с раз-личными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.
Когда наглядный метод выступает как источник знаний, оно особенно должно подчеркивать существенное - то, что является основой для обобще-ния, а также показывать несущественное, его второстепенное значение.
Знакомя с новым материалом, нужно использовать наглядное пособие с целью конкретизации сообщаемых знаний. В этом случае наглядное пособие выступает как иллюстрация словесных объяснений.
При ознакомлении с новым материалом и особенно при закреплении знаний и умений надо так организовать работу с наглядными пособиями, чтобы учащиеся сами оперировали ими и сопровождали действия соответст-вующими пояснениями.
Качество усвоения материала в большинстве случаев значительно по-вышается, так как в работу включаются различные анализаторы (зрительные, двигательные, речевые, слуховые). При этом дети овладевают не только ма-тематическими знаниями. Но и приобретают умения самостоятельно исполь-зовать наглядные пособия. Учитель должен всячески поощрять детей к ис-пользованию наглядных средств, к самостоятельной работе.
На этапе закрепления знаний и умений необходимо широко использо-вать для разнообразных упражнений справочные таблицы, рисунки, схемы, чертежи. Рекомендуется практиковать воспроизведение наглядно восприня-того путем моделирования, рисования, словесного описания.