Введение:
…Ты берёшь в руки учебник истории и готовишься к уроку. И ты, наверное, не часто задумываешься над тем, кем создавалась эта история, как люди узнали факты прошлого, как они связали их в единую историческую ткань и развернули перед современными поколениями грандиозную панораму прошлого. Способом понимания истории является прочтение исторической литературы. Для детей младшего школьного возраста историческая литература является основным источником получения исторических знаний. Очень большое значение имеет степень воздействия исторической художественной литературы для ребёнка. Обращается внимание на правдивость и объективность, способность доступно излагать предложенный материал детям.
Историческое прошлое нашей страны является частью национальной культуры. Ценности национальной культуры выражают представления о добре, мире, труде, прекрасном, истинном. Национальная культура способствует преобразованию личности. Национальная культура включает историю страны. Увидеть свои истоки, приобщиться к силе своих предков – столь немаловажно для современных детей. И нужно как можно раньше развивать интерес к прошлому – событиям, историческим личностям. Исторический материал оказывает нравственное воздействие на личность ребёнка, способствует воспитанию любви к отечеству, уважение к истории и культуре своего народа.
Цель исследования - определение путей оптимизации нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в процессе ознакомления с художественно-исторической литературы.
Объект исследования – процесс нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования – детская художественно-историческая литература как средство воспитания нравственных качеств младших школьников.
Гипотеза – эффективность нравственного воспитания младших школьников в процессе ознакомления с детской художественно – исторической литературой может быть достигнута на следующих условиях:
Глава 2:
Дети в начальной школе изучают художественно-историческую литературу на уроках чтения. К сожалению, количество часов отведённых на изучение данного раздела в литературе не может дать детям полного представления о многообразии художественно-исторической литературы. Поэтому мы решили провести выставку. Чтобы заинтересовать детей выставкой, некоторые произведения детям были знакомы.
Цель выставки: познакомить детей с различными произведениями и тем самым пополнить свой читательский запас.
Опираясь на анкетирование были выведены критерии отбора художественно- исторических произведений для выставки. Произведения предлагаемые детям должны:
1. Соответствовать возрасту;
2. Соответствовать программе;
3. Удовлетворять читательские интересы детей;
4. С динамичным развитием сюжета;
5. Содержать красочные картинки;
6. Некоторые книги должны быть знакомы детям.
После проведения выставки мы с детьми решили прочитать книги – былину: «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»; рассказ: «Слава». Эти произведения показывают ретроспективу исторического времени, от почти мифических богатырей (Добрыня Никитич), до реальных исторических лиц (А.В.Суворов).
Цель: осветить историю России и героизм народа в разных исторических эпохах.
Эти произведения отобраны в соответствии с поставленными нравственными задачами воспитания младших школьников.
Задачи: воспитание любви к родине, родному народу, развить представления о героизме; воспитание чувств национального самосознания, ощущение того, что ребёнок является жителем России.
Заключение:
Задачи, поставленные в данной работе, достаточно полно реализованы. С помощью изученной научно-методической литературы, были выявлены нравственные идеалы детей.
Гипотеза (эффективность нравственного воспитания младших школьников в процессе ознакомления с детской художественно-исторической литературой может быть достигнута на следующих условиях:
- целесообразном отборе художественно-исторических произведений для детей;
- планомерной и систематической работе по ознакомлению младших школьников с детской художественно-исторической литературой;
- использовании разнообразных форм и методов работы учителя с детьми младшего школьного возраста) полностью подтвердилась.
Цель исследования (определение путей оптимизации нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в процессе ознакомления с художественно-исторической литературы) достигнута.
Работа полезна прежде всего как практическое применение и проверка тезисов, выдвинутых известными литераторами. В учебно-воспитательной работе с детьми ещё раз подтверждены преимущества индивидуального подхода к ребёнку.
Мы считаем, что на этом пути можно добиться значительных результатов в учебно-воспитательной работе. Проблема эта интересна и в практическом смысле неисчерпаема. Тем важнее каждому учителю уделять ей особое внимание.