Введение:
Экономическое благосостояние общества той или иной страны складывается из различных элементов, рациональное использование которых отражает множество различных показателей.
Тема данной дипломной работы – «структура национального богатства, его динамика в РФ». Эта интереснейшая тема волновала и продолжает волновать многих экономистов во всем мире. Национальное богатство - это ключевая категория при оценке стратегического потенциала, внутренних резервов развития экономики. Но если на качественном уровне значение этой характеристики состояния социально-экономической системы выглядит очевидным, то способы количественного измерения объемов национального богатства далеко не бесспорны .
Освоение национального богатства России институтами рыночной экономики и вовлечение в современную мировую экономику невозможно без его реальной экономической оценки. Правильная оценка ресурсов страны требует не только знаний текущей стоимости, но и способность управлять стоимостью национального богатства, воздействуя на хозяйственные стратегии участников экономического процесса. Получение такой оценки связано с активной государственной политикой как в области статистики, так и структурно-институциональных реформ.
Как известно, важным условием достоверности всякого прогноза, тем более, прогноза долговременного, является его базирование на анализе длительных трендов в социально-экономическом развитии, которые характеризуют количественные и качественные изменения макроэкономических агрегатов, наиболее полно и всеохватывающе описывают прогресс современного общества, его экономический потенциал, социальные достижения и пр. К числу таких агрегатов "высшего уровня" относится национальное богатство. При этом важной особенностью богатства как экономической категории является то, что оно выступает одновременно и как результат, и как предпосылка социально-экономического развития (последовательных циклов воспроизводства), формирующих его материальную и духовную культуру общества, а также его главную и высшую ценность - самого человека.
Глава 2:
В 1995 году Организация европейского сотрудничества и развития (OECD) предсказывала, что чистый прирост спроса на нефть в Европе за 20 лет (1995-2015) составит 239 млн. тонн, а в Азии - 793 млн. тонн. Как показало прошедшее время, европейские прогнозы OECD приходится пересматривать в сторону понижения, а азиатские - в сторону повышения. В настоящее время Южная Корея, Таиланд, Малайзия, Сингапур, Тайвань и, конечно, Китай преодолели последствия финансового кризиса 1998 года и готовы потреблять все больше и больше нефти, чего не скажешь о государствах Европы.
Оценки показывают, что страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в 2010-2020 гг. увеличат по сравне¬нию с современным уровнем годовое потребление нефти на 300-350 млн. т, в том числе Китай - на 175-200 млн. т. В 1999 г. Китай импортировал 50 млн. т нефти. Потребле¬ние газа страны АТР увеличат к 2010-2020 гг. на 150-240 млрд. м3, в том числе Китай - на 80-130 млрд. м3. Потенциально китайский рынок может принять до 150-200 млрд. м3 газа в год .
На азиатском рынке 95% прироста спроса будут вызваны расширением потребления, то есть потребуют создания новых производственных мощностей переработки и потребления под новые нефтяные потоки. Поэтому в случае реализации "восточных" сценариев поставок нефти технологическая структура новых азиатских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) будет изначально ориентирована на физико-химический состав поставляемой нефти, и свойственные Европе проблемы реструктуризации существующих мощностей НПЗ под новые нефтяные потоки здесь не возникнут. Результат - экономия на издержках такой "реструктуризации".
Следует сказать о том, что при прочих равных условиях (то есть без учета поставок из ОПЕК), на азиатском рынке нарастает дефицит предложения, который к 2015 г может превысить объем резерва производственных мощностей ОПЕК. Это означает, что основным перспективным рынком сбыта для новых нефтяных проектов остается Азия.
Россия развивает сеть нефтепроводов, ищет выходы на новые перспективные рынки энергоносителей. В настоящее время рассматриваются два возможных проекта: маршрут из Ангарска в китайский порт Дацин и маршрут "Ангарск-Находка".
Следует отметить, что одной из актуальнейших проблем развития газового комплекса азиатского региона России является разработка общей, а не ведомственно-территориальной страте¬гии выхода его на рынки стран АТР, т. е. выработка сбалансированной концепции формирования здесь новых газотранспортных систем восточного направления, объединяющих ресурсы Западной Сибири, Нижнего Приангарья, Иркутской области и Республики Саха. При этом крепнущая госу¬дарственная политика перспективного изменения топливного баланса страны в сторону уменьшения в энергетике доли газа и расширения использования других видов топлива не должна касаться вос¬точносибирских и дальневосточных регионов, газификация которых пока очень низка, а экологичес¬кая обстановка в промышленно развитых районах очень сложна. Важным направлением перспективного развития газовой промышленности в Западной Сибири является широкое внедрение новых технологий, повышающих производительность скважин на мес¬торождениях, находящихся в стадии затухающей добычи.
Заключение:
Национальное богатство – это совокупность материальных и духовных благ (ресурсов), накопленных в стране в результате прошлого труда, а также учтенных и вовлеченных в экономический оборот природных ресурсов, которыми общество располагает в определенный момент времени. Национальное богатство состоит из трех принципиально различных частей:
1. Природные ресурсы, учтенные и вовлеченные в оборот. Это невоспроизводимые блага. a) Земля. b) Полезные ископаемые - минеральные ресурсы. c) Вода - энергетические ресурсы. d) Лес и животный мир.
2. Материальные ресурсы, полученные в результате накопленного труда. Это – воспроизводимые ресурсы.
3. Интеллектуальный потенциал общества или накопленный научно- технический потенциал.
Оценка, анализ и прогнозирование национального богатства сегодня становятся важными "рабочими инструментами" формирования современной модели российского "социального рыночного хозяйства". Это связано с рядом факторов. Во-первых, в совокупном потреблении населения заметно возрастает роль накопляемых благ. Во-вторых, в богатстве получают отражение количественные и качественные параметры состояния природной среды, которое становится значимым приоритетом социально-экономического развития. В-третьих, в каком-то смысле преодолевается извечное "отчуждение" богатства от человека; богатство все более становится не только выражением некоего запаса вещных благ, противостоящих человеку, но и олицетворением уровня развития самой человеческой природы. В категориях богатства человек, "человеческий фактор" развития получает качественно новое измерение как итог накопления знаний, навыков физической, нравственной, психологической готовности к труду, ("образовательного и квалификационного потенциала", "фонда здоровья" и др.).
Природные национальные богатства России в последнее десятилетие поддерживали экономику страны, давая ежегодно более 50% бюджетных и около 70% валютных поступлений. И в перспективе на 10-15 лет, к сожалению, нет другой альтернативы, чем дальнейшее развитие и эксплуатация природно-ресурсного комплекса страны.
Дальнейшее развитие природно-ресурсного комплекса и увеличение его роли в экономике страны в ближайшей перспективе 2-3 лет, в первую очередь, зависит от государственного регулирования недропользования и внедрения единых рекомендаций экономической науки как академической, так и отраслевой. Именно здесь находится резерв 1,5-2-кратного увеличения эффективности использования ресурсов.