Введение:
Процесс российских реформ, имеющий своим главным содержанием переход к обществу, основанному на ценностях демократии и свободы, привел к существенному изменению картины социально-экономической, политической и правовой жизни России. Местное самоуправление является одной из сторон этого процесса, т.к. способствует приобщению народа к активной позиции по управлению властью.
Важный фактор формирования муниципального права Российской Федерации – преемственность исторических традиций местного самоуправления. Современная конституционная модель местного самоуправления основана на возрождении российских демократических традиций самоуправления, которое, как и прежде, носит негосударственный характер.
Местное самоуправление в качестве публичной власти в отличие от государства входит в состав гражданского общества, является стержнем его формирования и развития.
В гражданском обществе индивид, участвуя в общественной жизни, созревает как гражданин, который может оказывать влияние на формирование и деятельность государства, а именно: оно должно быть выразителем и защитником общего интереса гражданского общества, его защитником, а также защитником частного интереса.
Все эти интересы получают выражение прежде всего в деятельности институтов местного самоуправления.
Права и свободы человека и гражданина определяют смысл деятельности институтов местного самоуправления (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Вся система и структура местного самоуправления предоставляют гражданину возможность демократического участия в управлении и
обеспечивают ему политические права и свободы.
Глубинный смысл происходящих реформ есть не что иное, как высвобождение гражданского общества из-под пресса государства и становление его в качестве социальной общности.
Тема, по которой написана данная дипломная работа, актуальна и интересна, так как возрождение местного самоуправления произошло сравнительно недавно, а становление и совершенствование его продолжается и по сей день. Местное самоуправление по сравнению с другими институтами муниципального права мало изучается, в нем много недоработанного и требующего дальнейшего законодательного совершенствования, а также изучения и обобщения всего, что уже было наработано по развитию местного самоуправления в Российской Федерации.
Процесс правового становления местного самоуправления, а в частности исполнительно-распорядительных органов, шел поэтапно, при этом апробировались на практике наиболее эффективные методы управления.
Конституция Российской Федерации 1993 года заложила основу системы местного самоуправления, провозгласила независимость местного самоуправления от государственной власти, самостоятельность органов местного самоуправления и населения муниципального образования по решению вопросов местного значения, затем предлагаются проекты законов и принимаются сами законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которые снова дорабатываются и дополняются.
Сама жизнь и практика по местному самоуправлению, традиции народов Российской Федерации подсказывают законодателю, каким образом закрепить в законах правовую базу местного самоуправления.
Глава 3:
Согласно пункту 1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" «…глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального
образования…собственными полномочиями по решению вопросов местного значения».
Кроме того, в вышеназванной статье Федерального закона определяется порядок выборов главы муниципального образования, предлагается два варианта:
1) глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании;
2) глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава.
Таким образом, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет альтернативный порядок избрания главы муниципального образования. При этом выбранный порядок должен быть закреплен в уставе муниципального образования. Анализ уставов отдельных муниципальных образований (г. Томска, г. Тюмени и других) позволяет сделать вывод о том, что практика зачастую идет по пути избрания главы муниципального образования жителями муниципального образования на альтернативной основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Думается, что данная форма в полной мере отвечает современным российским условиям и позволяет привлечь широкие слои населения к управлению местными делами.
Однако те муниципальные образования, в которых глава местного самоуправления избирается представительным органом муниципальной власти из своего состава, сталкиваются с проблемой отсутствия соответствующей законодательной базы, поскольку во многих субъектах до сих пор не приняты законы об избрании главы муниципального образования представительным органом местного самоуправления.
Необходимо также подчеркнуть, что законодательство Омской области предусматривает, в частности, возможность занятия должности главы
муниципального образования по результатам конкурса. Данное положение противоречит Федеральному закону и не должно применяться. Однако, подобные законодательные нормы, получающие закрепление в актах субъектов Федерации, наводят на некоторые размышления о сущности и способе формирования муниципальной власти. В данном случае имеется в виду следующее: согласно Конституции Российской Федерации структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (часть 1 статьи 131). Не вдаваясь в дискуссию по поводу определения понятий, заметим, что Федеральный закон, закрепляя порядок избрания главы муниципального образования, возможно, лишает население права самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления. Таким образом, нарушается один из принципов местного самоуправления.
Данный пример подтверждает тезис о том, что самоуправление уже утверждается "сверху", "предписывается" федеральным законодательством. Необходимо предоставить право определения порядка избрания или назначения главы муниципального образования самому населению, которое закрепит выбранный им самостоятельно способ в уставе муниципального образования.
Заключение:
Анализ эволюционного развития органов местного самоуправления в России свидетельствует о том, что органы местного самоуправления, наделенные законом собственной компетенцией, играют ведущую роль в организации местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления, наименование, порядок формирования, компетенции и другие положения, касающиеся их организации и деятельности, определяются в зависимости от исторических, экономических, правовых, социальных, культурных и иных местных условий и традиций. Наиболее распространенной в мировой и отечественной практике является следующая система органов местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, исполнительный орган местного самоуправления. В демократических государствах деятельность названных органов строится в соответствии с основными принципами местного самоуправления, которые получили свое закрепление в Европейской хартии о местного самоуправления. Среди основных принципов местного самоуправления можно выделить следующие: соблюдение прав и свобод человека и гражданина, публичность, государственная гарантия местного самоуправления, гласность, самостоятельность, законность, ответственность, системность, территориальность. Данные принципы местного самоуправления нашли свое отражение в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в других нормативно-правовых актах нашего государства и составляют основу организации муниципальной власти в Российской Федерации. Так, согласно статье 3 Конституции Российской Федерации народ является единственным источником власти в нашей стране и осуществляет ее непосредственно, а также через органы государственной власти в органы местного самоуправления. В соответствии с положениями статьи 12 Основного закона местное самоуправление в пределах своих
полномочий самостоятельно и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.