Введение:
Переход от административно- командных методов управления к рыноч-ным методам хозяйствования обусловил коренное реформирование всей фи-нансовой системы России и ее основного звена - бюджетной системы.
В 1998 году были приняты нормативные документы, регламентирующие экономические отношения всей бюджетной системы страны. К ним следует от-нести Налоговый и Бюджетный кодексы. В настоящее время новая бюджетная система России находится в стадии становления: отрабатывается законодатель-ный механизм перераспределения компетенции между федеральной и террито-риальными уровнями власти, органами местного самоуправления. Существуют серьезное отставание теоретических и практических разработок в области госу-дарственных финансов применительно к условиям современной России. Важ-ная роль в реформировании бюджетных отношений отводится местным бюдже-там. Местные бюджеты принято считать низовым звеном бюджетной системы РФ. Вместе с тем они являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив которой нельзя кардинально улучшить бюджетные взаимоотношения в соот-ветствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной вла-сти, что определяет важность и актуальность выбранной темы.
К компетенции местных органов власти, наиболее тесно связанных с насе-лением, относится решение многих вопросов: социальной защиты населения, жилья, здравоохранения, образования, транспорта, коммунального хозяйства, экологии. Для финансирования данных расходов местным органам самоуправ-ления необходим достаточный уровень доходных источников местных бюджетов.
Глава 2:
Финансовые управления (отделы) в городах и районах непосредственно связаны с бюджетными организациями и населением. Именно они в первую очередь выдерживают то давление, которое оказывается работниками бюджет-ных учреждений на финансовую систему в связи с недостатком средств по фи-нансированию образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.
Исполнительные органы власти в соответствии с Законом Российской Фе-дерации от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 “Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Россий-ской Федерации, автономной области, округов, краев, областей, городов Моск-вы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления” составляют проек-ты местного бюджета, его утверждение, контроль за исполнением бюджета и утверждение отчета о его исполнении. Доходная часть местных бюджетов со-стоит из закрепленных и регулируемых доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства. Под “закрепленны-ми доходами” местного бюджета понимают доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в местный бюджет. “Регулирую-щие доходы” - это доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расхо-дов поступают в местный бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным вышестоящими финансо-выми органами в установленном порядке на следующий финансовый год. В случае несбалансированности доходов и минимально- необходимых расходов бюджетов сельсоветов, поселков, районных бюджетов районов в городах, бюд-жетов городов исполнительный орган власти представляет необходимые расче-ты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих дохо-дов, а также данные об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию. В случае, если в ходе исполнения бюджета вышестоящий ор-ган власти в пределах своей компетенции принимает решение, приводящее к уменьшению доходов или увеличению расходов местного бюджета, то недос-тающие в связи с этим для сбалансирования минимального бюджета средства компенсируются указанным вышестоящим органом власти, принявшим реше-ние за счет средств его бюджета. Таким образом, данный закон определяет об-щие положения и основные средства по финансированию доходной и расход-ной частей местного бюджета, общие принципы составления и рассмотрения проекта местного бюджета. Но, на сегодняшний день разработка эффективной системы бюджетных отношений на местном уровне является одной из наиболее сложных проблем бюджетной реформы. В настоящее время у субъектов феде-рации появилось больше прав в бюджетно-финансовых вопросах, в то время как на уровне местного самоуправления возрастают в основном обязанности и возлагаемые на них функции. Существующие взаимоотношения между уров-нями системы управления позволяют более высокому уровню власти решать свои финансовые проблемы за счет нижнего. Так, например, если федеральной власти не хватает чего-либо для реализации общегосударственных программ, то она обращается не к налогоплательщикам, а с помощью целой системы ме-тодов забирает недостающие ресурсы у субъектов федерации. Субъект федера-ции поступает точно таким же образом. Поскольку у него что-то отобрали, он компенсирует потерю, отбирая недостающее у города или иного населенного пункта, но в основном у города, поскольку города являются донорами бюджет-ной системы. При общем невыполнении расходной части бюджета фактические расходы передаются вниз, а поступления доходов по налогам забираются на-верх. Таким образом, одна из наиболее сложных проблем, с которыми сталки-ваются местные бюджеты, в том числе и бюджет города Ижевска – разработка бюджетных отношений и регулирование доходов при планировании.
Заключение:
Проведенный в работе анализ исполнения бюджета г. Ижевска подтверждает актуальность выбранной темы, так как финансовые управления (отделы) в городах и районах непосредственно связаны с бюджетными организациями и населением. Именно они в первую очередь, в условиях недофинансирования бюджетных потребностей и роста бюджетного дефицита выдерживают то давление, которое оказывается работниками бюджетных учреждений на управления в связи с недостатком средств по финансированию образования, здраво-охранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.
Разработка основных финансовой политики города, разработка и исполнение бюджета г. Ижевска, совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности, концентрация финансовых ресурсов на приобретенных направлениях развития города при дефиците бюджетных средств делает выполнение темы настоящей работы актуальным и позволяет вскрыть основные результаты в данной деятельности на примере Управления финансов Администрации города Ижевска.
Несовершенство бюджетных отношений, рост недоимки, обусловленный нерешенностью проблемы взаимных неплатежей, сложным экономическим положением предприятий в связи со спадом производства и неплатежеспособностью привели к снижению поступлений в бюджет города Ижевска.
В условиях невосполнения дефицита бюджета города, низкой платежеспособности предприятий и увеличения объема неплатежей уменьшаются фактические расходы бюджета.
В процессе выполнения работы были изучены основные вопросы по формированию и исполнению бюджета г. Ижевска с анализом существующей законодательной и нормативной базы по формированию бюджетов.
Разработка эффективной системы бюджетных отношений на местном уровне является одной из наиболее сложных проблем бюджетной реформы.
Система местных налогов и сборов является стабильным и самостоятельным источником доходов местного бюджета. На территории г. Ижевска приме-няется 12 местных налогов и сборов, но по многим из них отсутствуют отступления в бюджет, а положения по данным источникам не отмечены, что в свою очередь увеличивает и без того объем работы работников налоговых и финансовых служб. По нашему мнению, целесообразно применять правовое регулирование порядка установления и взимания местных налогов и сборов на территориях города (района) путем принятия на федеральном уровне Закона “О местных налогах”, который должен поставить практику ведения местных налогов на законодательную правовую основу.