Введение:
Проблема налогов и налогообложения очень актуальна на сегодняшний день в мире. Особенно она актуальна в России, так как именно налогообложе-ние вызывает такую яростную полемику как среди представителей власти , так и среди рядовых граждан. Это связано прежде всего с надеждой ,что именно налогообложение сможет поднять на ноги такую могучую страну как Россия.
Экономические преобразования в современной России закономерно обусловили реформирование налоговой системы и налоговой службы. Эти ре-формы учитывают, что на пути к рыночной экономике налоги становятся наи-более действенным инструментом регулирования новых экономических отно-шений. В частности они призваны ограничивать стихийность рыночных про-цессов, воздействовать на формирование производственной и социальной ин-фраструктуры, укрощать инфляцию
Налоговая политика во многом определяет ход и направление хозяйст-венно-финансовых процессов, поэтому государство должно учитывать реакцию экономических институтов на те или иные налоговые воздействия Совершенст-вуя систему налогов и налоговых льгот, оно сдерживает или стимулирует опре-деленные экономические тенденции, развитие различных отраслей хозяйства или отдельных товаропроизводителей, что в конечном итоге сказывается на со-стоянии экономики и жизненном уровне населения.
Объектом исследования является налог на добавленную стоимость, один из тех налогов роль которого в экономике страны несомненно велика.
Цель моей работы: показать значимость и изучить порядок исчисления и учета НДС.
Исходя из цели поставлены задачи:
- показать влияние косвенных налогов на доходную часть бюджета Рос-сии;
- изучить определение налоговой базы при исчислении НДС, порядок при-менения налоговых вычетов;
- показать отражение в бухгалтерском учете операций связанных с исчис-лением НДС на примере МП "Аптека 42 ".
МП "Аптека 42" - муниципальное предприятие , являющееся зарегистри-рованным юридическим лицом РФ , имеющее самостоятельный баланс и зани-мающееся в соответствии с лицензией Г- 690042 от 14.11.2000г. изготовлением лекарственных форм по рецептам врачей, требованиям лечебных учреждений и мелкими сериями по часто повторяющимся прописям; получением, хранением и реализацией лекарственных средств , изделий медицинского назначения и со-путствующим им товарам.
Глава 2:
1.Платежи по НДС и акцизные сборы следует разделять для удобства как налогоплательщиков , так и лиц их взимающих (при подаче налоговой дек-ларации по НДС производителям товаров и услуг будет гораздо удобнее не включать в нее как бы то ни было акцизные сборы).
2.При включении в акциз платежа по НДС государству каждый раз при смене акцизных ставок необходимо будет анализировать поведение НДС ( то есть нельзя забывать о том , что НДС включен в акциз ) – это приводит к пута-нице и неразберихе в системе начисления акцизов на те или иные товары , что приведет к неизменной потере средств , поступающих в федеральный бюджет
3. Включение акцизных сборов в НДС неизменно приведет к высокой дифференциации ставок налога , о нежелательности которой уже приводились весомые аргументы
4. В отличие от НДС акцизы – вид косвенных налогов ставки и перечень облагаемых товаров, по которому меняется сравнительно часто, поэтому госу-дарству выгодно пристально отслеживать все изменения , происходящими с подакцизными товарами (некоторые из, например, через некоторое время пере-стают быть высокорентабельными и в связи с этим акцизную ставку на них следует изменить или вообще аннулировать), все это возможно лишь при чет-ком и правильном учете НДС и акцизов в доходах федерального бюджета, что невозможно при объединении данных двух косвенных налогов.
Делая вывод из вышесказанного необходимо сказать, что точка зрения о неэффективности соединения НДС и акцизов достаточна обоснована, на мой взгляд. Поэтому данная проблема может быть решена при неизменности на-стоящей фискальной политике России, касающейся НДС и акцизов.
В бухгалтерском учете при исчислении НДС есть ряд проблем требую-щих решение. Одной из таких проблем, является например, ведение раздельно-го учета по товарам, облагаемым различными ставками НДС. Предприятия розничной торговли продовольственными товарами, аптеки, у которых в ассор-тименте имеются товары, облагаемые ставками 10 и 20 процентов, вынуждены в конце каждого месяца снимать остатки товаров, с цель разделения товарообо-рота по этим ставкам, что при большом ассортименте товаров достаточно тру-доемко. Некоторые предприятия столкнувшись с этой проблемой исчисляют НДС, по согласованию с налоговой инспекцией, не по мере их реализации то-варов, а по мере их оприходования. В результате в бюджет перечисляется НДС, исчисленный по еще не реализованным товарам, что сказывается на финансо-вом состоянии организации.
Другой проблемой бухгалтерского учета является трудоемкость учета на-численных сумм НДС при методе исчисления по оплате, т.к. нужно дополни-тельно контролировать НДС, исчисленный по отгруженной продукции. По мнению многих бухгалтеров, при исчислении НДС метод «по оплате» вполне можно отменить, т.к. большинство предприятий практикует отгружать только предварительно оплаченную продукцию.
Еще одна проблема – это оставление налоговой декларации по НДС, ко-торая настолько усложнилась, что даже опытные бухгалтеры затрудняются при заполнении большого количества кодов, наименований, граф и т.д., которые не имеют практически никакого значения ни для самой организации, ни для нало-гового органа, принимающего декларацию.
Заключение:
Одним из важнейших результатов проведения налоговой реформы с целью совершенствования системы налогообложения в России и приближении ее к мировым стандартам, стало принятие второй части НК РФ.
Введенная в действие одной из первых, глава 21 «Налог на добавленную стоимость» определила процедурные вопросы, связанные с исчислением этого налога и еще более подтвердила значимость НДС в экономике России.
В заключении я хотела бы подвести несколько основополагающих выво-дов, с целью которых я проводил данное исследование:
1. Налог на добавленную стоимость является косвенным федеральным налогом с действия , который представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости , созданной на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализо-ванных товаров , работ и услуг и стоимостью материальных затрат , отнесенных на издержки производства; причем бремя уплаты налога на добавленную стоимость реально падает на потребителя товаров (работ, услуг).
2. НДС является на сегодняшний день самым значимым налогом в РФ , так как его доля в налоговых сборах в федеральный бюджет является самой большей ( как уже отмечалось , она составляет 39-42% от всех налоговых поступлений в федеральный бюджет ).
3. Льготы предоставляемые по НДС являются мощным стимулирующим орудием , воздействующим на отрасли как производителей , так и не-производственной сферы , поэтому их предоставление должно быть в высшей степени оправдано.
4. На сегодняшний день существуют три основные ставки налога на до-бавленную стоимость: 0%, 10% и 20% , а также расчетные ставки, ко-торыми облагаются товары и услуги уже включающие в себя НДС: 16,67% и 9,09%.
5. Имеет смысл тщательно исследовать системы налогообложения до-бавленной стоимости в других странах, чтобы перенести полученный опыт в Российское налоговое законодательство и повысить его эффек-тивность.
6. Сроки и формы уплаты НДС достаточно удобны, т.к. довольно-таки часто вносятся платежи в бюджет, что позволяет контролировать их своевременную уплату государственными налоговыми органами. Дек-ларационный метод подачи НДС способствует быстрому учету и об-работке данных в налоговых органах, но в то же время сравнительно трудно заполнить ее конкретному субъекту налогообложения.
7. Излишняя дефференциация ставок НДС может привести к усложне-нию учета и определения НДС.
8. Оптимальной ставкой НДС для Российской экономики на сегодняш-ний день составляет 18%, что близка к ныне действующим.
9. Существует объективная необходимость в прослеживании использо-вания льгот по НДС.