ВВЕДЕНИЕ
Реформы, начатые Перестройкой и продолженные после нее, сами про-диктовали необходимость изменения налоговой системы страны, невозмож-ность существования и нормального функционирования государства и субъек-тов экономических отношений без системы налогообложения и законодатель-ной базы, без которой эта система не действенна вовсе. Рыночная экономика, которая так стремительно разрушала старые экономические связи, устаревшие хозяйственные отношения, не могла не повлечь за собой изменения в структуре государственных доходов, которые, как известно при директивном хозяйство-вании существенно отличаются от рыночных. На первый план по значимости выходят налоговые платежи, они становятся приоритетным источником фор-мирования доходов государственного бюджета.
На ряду с объективными причинами существует и ряд субъективных причин. Их можно объяснить изменением психологии человека в условиях ры-ночных отношений. Во-первых, появилось право каждого на свободную пред-принимательскую деятельность. Во-вторых, изменились отношения между го-сударством и хозяйствующим субъектом, который стал свободен. Эти причины повлекли за собой необходимость стратегического, предельно дифференциро-ванного подхода к доходам граждан, что особенно активно претворяется сей-час. Мы наблюдаем за постепенным отлаживанием налоговой системы, появле-нием навык налогов и отмиранием некоторых устаревших видов налогов.
Любая бухгалтерия, как сердце предприятия, особенно чувствительна к изменениям в налогах. От четкости или не четкости налоговой системы непо-средственно зависит планирование и прогнозирование в организации, зависят взаиморасчеты с бюджетом, в правильности, быстроте и своевременности ко-торых последний, на мой взгляд, заинтересован не меньше первого. Таким об-разом надо решить проблемы единой ответственности всех хозяйствующих субъектов перед бюджетом, единой для бухгалтерий всех организаций форм отчетности и порядка исчисления налогов и не налоговых платежей с диффе-ренциацией только по ставкам, а не по порядку и “технической” работе.
Объектом исследования является налог на добавленную стоимость, так как на сегодняшний день он один из самых прогрессивных налогов в нашей стране. Он является основным налогом в производственной сфере и поэтому нам наиболее интересен. Он так же один из самых обсуждаемых и спорных на-логов, так как его расчет связан с исчислением налогооблагаемой базы и суще-ствует перечень льготников и товаров освобождаемых от налога, который тре-бует постоянного и своевременного обновления в связи с постоянно меняющи-мися структурой производства и товарного ассортимента.
Цель моей работы - изучение порядка исчисления и учета НДС.
Из поставленной цели вытекают задачи:
- показать какое влияние оказывают косвенные налоги на доходную часть бюджета страны;
- изучить определение налоговой базы при исчислении НДС, порядок применения налоговых вычетов и льгот по НДС;
- показать отражение в бухгалтерском учете операций связанных с ис-числением НДС на примере МП "Аптека №39".
МП "Аптека №39" - муниципальное предприятие, являющееся зарегист-рированным юридическим лицом РФ, имеющая самостоятельный баланс и за-нимающееся в соответствии с лицензией ЛА №136100 от 10.06.1999г. изготов-лением лекарственных форм по рецептам врачей, требованиям лечебных учре-ждений и мелкими сериями по часто повторяющимся прописям; получением, хранением и реализацией лекарственных средств , изделий медицинского на-значения и сопутствующим им товарам.
Обеспечивая население лекарствами это учреждение занимает промежу-точное положение между непроизводственной сферой и сферой материального производства . С одной стороны, выполняемые аптечными работниками функ-ции по реализации медикаментов и товаров медицинского назначения населе-нию являются непроизводственной деятельностью. С другой - специфика рабо-ты аптеки предусматривает доведение товаров медицинского назначения от поставщика до потребителя, осуществление целого ряда производственных и вспомогательных операций : приготовление концентратов и полуфабрикатов , фасовка лекарств ,анализ и упаковка , заготовка лекарственного растительного сырья и другие операции.
При подготовке дипломной работы использовались такие законодатель-ные акты как Налоговый Кодекс РФ, Указы Президента РФ, постановления правительства РФ , а также ряд периодических изданий и учебной литературы
При реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляе-мых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщи-ком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, ус-луг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 40 НК, ак-цизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в нее налога с продаж, и стоимостью реализуемого имущества (ос-таточной стоимостью с учетом переоценок).
При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее пере-работки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщика-ми), по перечню, утверждаемому Правительством РФ, (за исключением подак-цизных товаров) налоговая база определяется как разница между ценой, опре-деляемой в соответствии со статьей 40 НК, с учетом налога и без включения в нее налога с продаж и ценой приобретения указанной продукции.
Налоговая база при реализации услуг по производству товаров из да-вальческого сырья (материалов) определяется как стоимость их обработки, пе-реработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных това-ров) и без включения в нее налога и налога с продаж.
При реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам, предполагающим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по ис-течении установленного договором (контрактом) срока по указанной непосред-ственно в этом договоре или контракте цене) налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), указанная непосредственно в договоре (контракте), но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из цен, определяе-мых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 НК, действующих на дату реализации, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизно-го минерального сырья) и без включения в них налога и налога с продаж.
При реализации товаров в многооборотной таре, имеющей залоговые цены, залоговые цены данной тары не включаются в налоговую базу в случае, если указанная тара подлежит возврату продавцу.
При определении налоговой базы налогоплательщиком учитываются суммы:
- авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поста-вок товаров, выполнения работ или оказания услуг.
- полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансо-вой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличе-ния доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31.07.98г. № 147-ФЗ.
2. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая от 05.08.2000г. № 118-ФЗ.
3. Методические рекомендации по применению главы 21 " Налог на добавлен-ную стоимость" Налогового кодекса РФ, утвержденные приказом МНС от 20.12.2000г. № БГ-3-03/ 447.
4. Федеральный Закон " О налоге на добавленную стоимость" от 6. 12.91г. № 1992-1"
5. Федеральный Закон " О бухгалтерском учете " от 21.11.96г. № 129-ФЗ.
6. Федеральный Закон " О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса РФ и другие акты налогового законодательства РФ о на-логах и сборах, а так же о признании утратившим силу отдельных актов (поло-жений актов) законодательства РФ о налогах и сборах" от 06.08.01г. №110-ФЗ.
7. Федеральный Закон " О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса РФ и статью 20 Закона РФ " Об основах налоговой систе-мы в Российской Федерации".
8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности оргнизаций и инструкция по его применению. Утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000г.№ 94 Н.
9. Абрамова М.В. Уплата НДС по местонахождения обособленных подразделе-ний организации Журнал "Главбух " №5 2001г.
10. Алборов Аудит в организациях промышленности,торговли и АПК.,М.,Изд.
Дело и Сервис,1998 г.
11. Бабаев В.К.Государственная налоговая служба Изд.Н. Новгород, 1995г.
12. Бабаев Ю.А.Бухгалтерский учет: Учебник, М., Юнити - Дана, 2002г.
13. Бакина С.И.Как получить освобождение от НДС Журнал Главбух №6 2001г.
14. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право: Учебник, М., Аналитика пресс 1999 г.
15. Еременко С.А. Строительство хозяйственным способом: как рассчитать НДС Журнал "Главбух" № 8 2001г.
16. Лобов Д. Необходима новая стратегия реформ "НГ- Политэкономия" 2000г.
17. Налоги и налогообложение: Учебник, М., ИНТФА-М 1999г.
18. Налоги и налогообложение: Учебник, Изд. 2-е переработ. и доп. М., ИНТА-М,2001г.
19. Никонов В.А. Комментарий к Методическим рекомендациям по примене-нию гл.21 НК РФ Российский налоговый курьер. № 3 2001 г.
20. Понамарев А.В. Налоговый вестник по налогу на добавленную стоимость Российский налоговый курьер № 6 2001г.
21. Понамарев А.В. Налоговый вестник по налогу на добавленную стоимость Российский налоговый курьер № 7 2001г.
22. Поздеев П.А. Как распределить "входной" НДС по разным видам деятель-ности Журнал Главбух № 11 2001г.
23. Подольский В.И.,Поляк Г.Б.,Савин А.А.,Сотников Л.В.Аудит: Учебник М.,ЮНИТИ,1997 г.
24. Романчук О.А. Как рассчитать НДС Журнал Главбух № 3 2001г.
25. Смирнова Л.Б., Ильин М.В. Исчисление НДС при экспорте продукции Журнал Главбух № 8 2001г.
26. Соколова О.В. Финансы, деньги, кредит: Учебник, М., Юрист 2000г.
27. Субботин П.И., Юровицкий В.М. Кризис бухгалтерии и банковской систе-мы Банковское дело 1996г.
28. Сутырин С.Ф., Погорелецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в ми-ровой экономики Изд."Нолиус" 1999г.
29. Теплукин П.Н. Дефицит бюджета перекрывает путь инвестициям в реальное производство Финансовые известия от 15.08, 1996г.
30. Шеремет А.Д.,Суйц В.П. Аудит: Учебник.Изд.2-е перераб. и доп. М. ИНТА-М,2001 г.
31. Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу РФ части первой (поста-тейный ): Учебник, Москва., 1999 г.