Дипломная по теме: Психологическое сопровождение профильного обучения

Название работы: Психологическое сопровождение профильного обучения

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

102 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы психологического сопровождения

профильного обучения 8

1.1. Понятие и модель психологического сопровождения 8

1.2. Профильное обучение и его психологическое сопровождение

как форма дифференциации школьного образования 27

Выводы 38

Глава 2. Организация и методы исследования 41

2.1. Организация экспериментального исследования 41

2.2. Методы и методики исследования 47

Выводы 54

Глава 3. Психолого-педагогические условия реализации психологического сопровождения профильного обучения 55

3.1. Программа психологического сопровождения

профильного обучения 55

3.2. Анализ результатов экспериментальной работы 63

Выводы 74

Заключение 76

Литература 79

Приложения 85

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. В современной образовательной практике сосуществуют два подхода к управлению учебно-воспитательным процессом. Первый следует традиционному, нормативному укладу организации образова-ния, свойственному индустриальной эпохе. Второй начал складываться вместе с изменением социального запроса к личности, к ее роли в общественном раз-витии, появившемся в постиндустриальном, информатизированном обществе. Он положил в основу организации образования ценность личности и стал опре-делять стратегию инновации и модернизации образования.

Одним из приоритетных направлений модернизации общего среднего об-разования является профильное обучение, которое призвано обеспечить инди-видуальный подход в соответствии со способностями и потенциальными зонами развития учащихся, сформировать их мотивацию учебной деятельности и перевести обучаемых в субъектную позицию.

Становление и развитие профильного обучения обусловлено глубокими изменениями происходящими в структуре и содержании образования, в том числе и профессионального. Образовательный процесс в условиях профильного обучения решает задачи связанные с возможностями самореализации и самоут-верждения личности, включение ее в процесс профессионального самоопреде-ления и будущей профессиональной самореализации.

Глава 3:

Решающая роль в осуществлении психологического сопровождения в об-разовательном процессе отводится практическим психологам. В русле реформ школы и внедрения идей психологического сопровождения в образовательную практику, они должны выступать фасилитаторами процесса развития личности учащегося. Личностные установки психолога в этом процессе должны основы-ваться на принятии, внутренней уверенности в возможностях и способностях учащегося и своих собственных, способности открыто транслировать свои мысли в общении, эмпатическом понимании, способности видеть внутренний мир ученика с его внутренних позиций.

Программа экспериментальной работы направлена на обеспечение пси-хологических условий развития личности учащихся в процессе профильного обучения. Психологические условия обеспечивались в рамках программы, соз-данной на основе теоретической модели психологического сопровождения личностного развития учащихся в условиях профильного обучения.

Решение задач психологического сопровождения с позиций субъектной парадигмы, обеспечивалось такими методами воздействия как психологическое просвещение, подразумевающее проведение лекций, бесед, семинаров, кон-сультаций, диспутов и других методов воздействия.

Психологическое сопровождение должно реализовываться совместно с психологической службой, руководителями профилей, преподавателями.

Психологическое сопровождение обеспечивается на следующих этапах:

На предпрофильном этапе (учащиеся 7-9-х классов).

На этапе профильного обучения (учащиеся 10-11-х классов). Рассмотрим содержательные компоненты психологического сопровождения на каждом из перечисленных этапов.

На подготовительном этапе проводится работа с учащимися, родителями и учителями. На данном этапе большое внимание уделяется повышению психо-логической компетентности родителей. Как подчеркивает Г.А. Берулава, беседа позволяет получить подробную информацию о человеке, в рамках которой в большей степени присутствуют неосознаваемые личностные установки субъек-та, а также процессуально-динамические характеристики его поведения [5]. На родительских собраниях разъясняются следующие проблемные вопросы: Как определить способности ребенка? В чем трудности и преимущества профиль-ного обучения? Как поддержать ребенка на этапе выбора профиля обучения? Учащиеся получают начальное представление о перспективах профильного обучения.

Заключение:

Профильное обучение является формой организации дифференцирован-ного обучения учащихся среднего и старшего возраста, при которой учитыва-ются их склонности, интересы, способности. Профильное обучение позволяет расширить возможности поиска способов уменьшения нагрузки учащихся без ущерба для уровня образования; обеспечить определенный уровень образова-тельной подготовки, профессиональную ориентацию учащихся; придать школе демократический и гуманистический характер, предоставляя каждому ученику право выбора профиля обучения; облегчить мотивацию выбора учениками на-правления обучения; улучшить условия мотивации обучения одаренных детей; усилить самостоятельность работы учащихся; формировать систематически це-ленаправленную, целеустремленную предрасположенность к какой-либо про-фессии.

В организации профильного обучения остро стоит вопрос о диагностике способностей и интересов учащихся. Результаты только психодиагностических обследований не могут быть основанием для распределения учащихся по про-фильным классам. Необходима координация усилий всех субъектов образова-тельного процесса, которую может осуществить практический психолог образовательного учреждения, при реализации программы психологического сопровождения.

Психологическое сопровождение – это один из видов профессиональной деятельности психолога, направленной на создание психолого-педагогических условий для успешного освоения всех четырех пространств функционирования личности: витальности, значений, деятельности и самой личности в ситуациях школьного взаимодействия.

Реализация идеи психологического сопровождения предполагает четыре взаимосвязанных компонента:

Систематический мониторинг личностного развития учащегося в процес-се обучения в школе.

Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения, которое предполагает разработку индиви-дуальных и групповых программ психологического развития на основании данных психодиагностики.

Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи учащимся, имеющим проблемы в психологическом развитии и обуче-нии.

Организация и координация деятельности всех субъектов образователь-ного пространства по сопровождению развития личности учащихся.

Задачи психологического сопровождения разбиваются на два типа: соз-дание оптимального психологического климата для реализации гуманистиче-ского педагогического взаимодействия; поддержка в решении особых жизненных задач и проблем.

Похожие работы на данную тему