Введение:
Актуальность исследования. В современной образовательной практике сосуществуют два подхода к управлению учебно-воспитательным процессом. Первый следует традиционному, нормативному укладу организации образова-ния, свойственному индустриальной эпохе. Второй начал складываться вместе с изменением социального запроса к личности, к ее роли в общественном раз-витии, появившемся в постиндустриальном, информатизированном обществе. Он положил в основу организации образования ценность личности и стал опре-делять стратегию инновации и модернизации образования.
Одним из приоритетных направлений модернизации общего среднего об-разования является профильное обучение, которое призвано обеспечить инди-видуальный подход в соответствии со способностями и потенциальными зонами развития учащихся, сформировать их мотивацию учебной деятельности и перевести обучаемых в субъектную позицию.
Становление и развитие профильного обучения обусловлено глубокими изменениями происходящими в структуре и содержании образования, в том числе и профессионального. Образовательный процесс в условиях профильного обучения решает задачи связанные с возможностями самореализации и самоут-верждения личности, включение ее в процесс профессионального самоопреде-ления и будущей профессиональной самореализации.
Глава 3:
Решающая роль в осуществлении психологического сопровождения в об-разовательном процессе отводится практическим психологам. В русле реформ школы и внедрения идей психологического сопровождения в образовательную практику, они должны выступать фасилитаторами процесса развития личности учащегося. Личностные установки психолога в этом процессе должны основы-ваться на принятии, внутренней уверенности в возможностях и способностях учащегося и своих собственных, способности открыто транслировать свои мысли в общении, эмпатическом понимании, способности видеть внутренний мир ученика с его внутренних позиций.
Программа экспериментальной работы направлена на обеспечение пси-хологических условий развития личности учащихся в процессе профильного обучения. Психологические условия обеспечивались в рамках программы, соз-данной на основе теоретической модели психологического сопровождения личностного развития учащихся в условиях профильного обучения.
Решение задач психологического сопровождения с позиций субъектной парадигмы, обеспечивалось такими методами воздействия как психологическое просвещение, подразумевающее проведение лекций, бесед, семинаров, кон-сультаций, диспутов и других методов воздействия.
Психологическое сопровождение должно реализовываться совместно с психологической службой, руководителями профилей, преподавателями.
Психологическое сопровождение обеспечивается на следующих этапах:
На предпрофильном этапе (учащиеся 7-9-х классов).
На этапе профильного обучения (учащиеся 10-11-х классов). Рассмотрим содержательные компоненты психологического сопровождения на каждом из перечисленных этапов.
На подготовительном этапе проводится работа с учащимися, родителями и учителями. На данном этапе большое внимание уделяется повышению психо-логической компетентности родителей. Как подчеркивает Г.А. Берулава, беседа позволяет получить подробную информацию о человеке, в рамках которой в большей степени присутствуют неосознаваемые личностные установки субъек-та, а также процессуально-динамические характеристики его поведения [5]. На родительских собраниях разъясняются следующие проблемные вопросы: Как определить способности ребенка? В чем трудности и преимущества профиль-ного обучения? Как поддержать ребенка на этапе выбора профиля обучения? Учащиеся получают начальное представление о перспективах профильного обучения.
Заключение:
Профильное обучение является формой организации дифференцирован-ного обучения учащихся среднего и старшего возраста, при которой учитыва-ются их склонности, интересы, способности. Профильное обучение позволяет расширить возможности поиска способов уменьшения нагрузки учащихся без ущерба для уровня образования; обеспечить определенный уровень образова-тельной подготовки, профессиональную ориентацию учащихся; придать школе демократический и гуманистический характер, предоставляя каждому ученику право выбора профиля обучения; облегчить мотивацию выбора учениками на-правления обучения; улучшить условия мотивации обучения одаренных детей; усилить самостоятельность работы учащихся; формировать систематически це-ленаправленную, целеустремленную предрасположенность к какой-либо про-фессии.
В организации профильного обучения остро стоит вопрос о диагностике способностей и интересов учащихся. Результаты только психодиагностических обследований не могут быть основанием для распределения учащихся по про-фильным классам. Необходима координация усилий всех субъектов образова-тельного процесса, которую может осуществить практический психолог образовательного учреждения, при реализации программы психологического сопровождения.
Психологическое сопровождение – это один из видов профессиональной деятельности психолога, направленной на создание психолого-педагогических условий для успешного освоения всех четырех пространств функционирования личности: витальности, значений, деятельности и самой личности в ситуациях школьного взаимодействия.
Реализация идеи психологического сопровождения предполагает четыре взаимосвязанных компонента:
Систематический мониторинг личностного развития учащегося в процес-се обучения в школе.
Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения, которое предполагает разработку индиви-дуальных и групповых программ психологического развития на основании данных психодиагностики.
Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи учащимся, имеющим проблемы в психологическом развитии и обуче-нии.
Организация и координация деятельности всех субъектов образователь-ного пространства по сопровождению развития личности учащихся.
Задачи психологического сопровождения разбиваются на два типа: соз-дание оптимального психологического климата для реализации гуманистиче-ского педагогического взаимодействия; поддержка в решении особых жизненных задач и проблем.