Введение:
Утвердившаяся к настоящему времени личностноразвивающая парадигма профессионального образования провозглашает необходимость обеспечения саморазвития, самообучения, самовоспитания обучающихся.
В то же время превалирующей в вузовской практике является организация обучения с позиций воспроизведения книжных знаний, постоянно тяготеющей к методике, сводящей подготовку специалиста к запоминанию знаний, составляющих содержание учебной дисциплины. Такая методика слабо ориентирована на развитие субъектности личности студента, способной не только усваивать готовые знания, но и творчески их перерабатывать. Имеет место явное упрощение учебной деятельности, сведение ее к получению готовых знаний по изучаемым дисциплинам. В качестве главного результата обучения подразумеваются именно знания, а не личность, способная творить, создавать новые знания в своей профессиональной области.
Глава 3:
Модель организации самостоятельной работы студентов пдагогического вуза строится на ряде базовых принципов, которые были нами выделены в процессе теоретического и экспериментального исследования вопросов развития субъектности будущих педагогов на этапе их обучения в вузе.
Перечислим эти положения.
1. Освоение педагогической профессии возможно при наличии развитых субъектных характеристик. Вместе с тем, процесс профессионализации педагога в силу субъектно-развивающего потенциала психолого-педагогического знания, оказывает влияние на развитие субъектности студентов.
2. Субъектная позиция в учебно-профессиональной деятельности студента в наибольшей мере реализуется при наличии у него высокой мотивации к самообразованию, к самостоятельному научному поиску и к самостоятельному выполнению учебных заданий.
3. Самостоятельная работа студента-педагога имеет специфику, обусловленную особенностями психолого-педагогического знания.
4. Организация самостоятельной работы студентов-педагогов может быть усовершенствована при создании определенных психолого-педагогических условий в образовательном пространстве вуза.
При рассмотрении возможностей и способов организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов нами был использован метод психологического моделирования. Использование метода психологического моделирования предполагало построение модели психического явления и изучение ее функционирования. Под "моделью" понималась системы объектов, воспроизводящие некоторые существенные свойства системы-оригинала (реального образовательного процесса вуза и его субъектов).
Целью нашей модели является создание психологического обеспечения организации самостоятельной работы в педагогических вузах, которая в наибольшей мере способствует развитию субъектности студентов.
Изложенные концептуальные положения и цели позволяют выделить основные направления психологического обеспечения организации самостоятельной работы в педагогическом вузе:
Заключение:
Теоретический анализ научной литературы позволили определить педагогическую профессию как профессию, предъявляющую повышенные требования к субъектным параметрам личности специалиста. Содействие развитию субъектности определяется как магистральное направление организации учебного процесса в системе высшего образования. Проведенное исследование подходов отечественных психологов к проблеме субъектности позволяет определить ее как специфическое качество личности, обеспечивающее особый способ взаимодействия человека с миром. Субъектность личности определяется высоким уровнем следующих параметров: активность, инициативность, самодвижение и самодетерминация, осознанность, рефлексивность, саморегуляция, нравственные ценности.
В работе выявлены малоизученные аспекты и компоненты субъектности и предпринята попытка их содержательного описания. В процессе теоретического анализа выделены уровни развития субъектности личности, поставлен вопрос о месте самостоятельности в системе субъектных характеристик. Продуктивная творческая самостоятельность может рассматриваться как интегральная характеристика субъектности, объединяющая онтологические и гносеологические аспекты субъектности личности.