Введение
В наше динамичное, насыщенное межэтническими противоречиями и конфликтами время наиболее актуальной становится проблема терпимости личности, проблема толерантности.
Сегодня всё большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью, всё чаще проникают в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя людей.
Одной из задач современного образования является развитие культуры толерантности через утверждения ценностей человеческого достоинства и неприкосновенности личности каждого. Воспитание культуры толерантности возможно только при взаимной заинтересованности учителя и учеников. Но для "толерантного" обучения и воспитания следует подвергнуть некоторой трансформации систему образования. Эта трансформация включает в себя дальнейшую гуманитаризацию, изменение методов и подходов к преподаванию учебных дисциплин, а также введение активных психотехнологий в процесс воспитания толерантности личности. Это достаточно сложная задача для нашего образования, поэтому задачей каждого преподавателя должна стать интеграция уроков с принципами толерантности.
Современный культурный человек — это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Основной задачей школьного образования является то, чтобы из него вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции.
Все это определило проблему исследования, сформулированную следующим образом: каковы условия, направления и методы формирования толерантности у школьников. Решение данной проблемы и составило цель нашего исследования.
Предметом исследования стал феномен толерантности личности, а его объектом условия и методы воспитания толерантности у школьников.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Дать анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования толерантности в зарубежной и отечественной психологии.
2. Выделить основные принципы и условия воспитания толерантной личности.
3. Рассмотреть основные приемы, методы и формы воспитания толерантности личности и возможности осуществления этого процесса в образовательном пространстве школы.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование по определению основных качеств личности, влияющих на процесс межличностного взаимодействия и выделить те параметры личности и стереотипы перцепции, которые более всего нуждаются в проведении коррекционно-развивающей работы.
5. Составить программу воспитания толерантности у старшеклассников.
Теоретико-методологическую базу исследования составили принципы субъектности, требующий опоры на активность самого ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми, принцип адекватности, требующий соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс, принцип индивидуализации, предполагающий определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и поведения, принцип рефлексивной позиции, предполагающей ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений школьника, принцип создания толерантной среды, требующей формирования в учебном заведении гуманистических отношений, а также труды:
• в области исследований феномена толерантности (Асмолов А.Г., Иванова Н.Л., Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. и др.);
• в области методики воспитания толерантности у школьников (Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. и др.);
• в области разработки активных психотехнологий по формированию толерантности у подростков и старшеклассников ( Гиппиус С.В., Григорьева Т.Г., Петрусинский В.В., Прутченков А.С., Лютова Е.К., Монина Г.Б., Марковская И.М., Семенова Е.М., Солдатова Г.У. и др.).
В работе использовались следующие методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Психодиагностические методы ( тест «Несуществующее животное», опросник агрессивности Басса- Дарки, методика диагностики типов межличностных отношений Т.Лири).
3. Наблюдение за старшеклассниками в ситуациях межличностного взаимодействия на уроках и во внеаудиторной деятельности.
4. Беседы с классными руководителями и учителями старших классов, педагогом – психологом школы.
5. Методы социально-психологического тренинга.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем в результате проведения опытно-экспериментальной работы были выделены основные индивидуально-психологические параметры, влияющие на специфику межличностного взаимодействия и разработана программа по воспитанию толерантности у старшеклассников. Результаты исследовании могут быть использованы педагогом-психологом образовательных учреждений при определении направлений деятельности этих учреждений по воспитанию толерантного отношения учащихся к другим людям.
Структура работы: выпускное квалификационное исследование состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений. В работе представлены 7 таблиц, 3 приложения. Список литературы содержит 50 источников. Объем основного текста составляет 111 страниц, а общий объем - 135 страниц.
Предлагаемая программа — определенный ориентир. Она вариативна, может быть изменена, дополнена, скорректирована в зависимости от условий, имеющихся в образовательном учреждении, контингента учащихся, их понимания проблемы толерантности и отношения к ней.
Цель программы: воспитание учащихся старшего школьного возраста в духе терпимости, формирование толерантности как важного качества современной личности.
Задача тех, кто будет участвовать в реализации предлагаемой программы, состоит в том, чтобы ученики осознали значимость проблемы воспитания толерантной личности, у них сформировалась установка на восприятие, отношение и действие в процессе воспитательной работы на основе таких личностных качеств, как эмпатия, доброжелательность, аутентичность, терпимость, чуткость.
Формирование готовности быть толерантным по отношению к себе и к окружающим людям включает следующие три элемента:
• психологическая готовность — представляет собой осознание окружающей действительности и своего места в обществе и системе общественных отношений, понимание значимости признания окружающих такими, какие они есть, развитие эмпатических свойств на основе умений поставить себя на место другого человека, формирование позитивного отношения к людям различной национальности;
• теоретическая готовность — характеризуется системой знаний школьника об окружающем мире и окружающих людях, нациях и народностях, знаниях о себе, своем месте и роли в социальной действительности в процессе взаимодействия с разными людьми или группами;
• практическая готовность — обеспечивается включением учащихся в процесс обучения конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия, в процесс формирования социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения слушать и понимать других людей, их взгляды, суждения и обычаи, в процесс развития коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи, в процесс обучения межкультурному пониманию.
Психолого-педагогические средства, которые можно использовать в ходе реализации программы: тренинговые занятия, лекции, занятия-практикумы, дискуссии, диалоги, ролевые и имитационные игры, упражнения, предполагающие обратную связь и обмен чувствами, организация рефлексии «здесь и теперь».
Литература
1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. //Психология формирования и развития личности – М., 1981.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2000.
3. Асмолов А. Формирование установок толерантного сознания как теоретическая и практическая задача //http//www.abitura.com/not onli/tolerantia.htnl
4. Асмолов А.Г. Слово о толерантности //Век толерантности: Научно-публицистический вестник, 2001, Вып. 1, с. 4-7.
5. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа //Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998.
6. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник, 2001, Вып. 1, с. 8-18.
7. Бачков И. Основы технологии группового тренинга: психотехники. – М., 1999.
8. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. СПб., 2001.
9. Васильев В.Толерантность -важный фактор культуры. //http//www.abitura.com/not onli/tolerantia.htnl
10. Виноградова С. Культурное разнообразие в современном мире. //http//www.abitura.com/not onli/tolerantia.htnl
11. Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования: тренинг самосознания. – Екатеринбург, 1998.
12. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения //Педагогика, 1999, № 6.
13. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб., 2001.
14. Декларации принципов терпимости. //Документы Генеральной конференциеи ЮНЕСКО на 28 сессии 16.11.95 г.
15. Иванова Н.Л. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов //Психологическая наука и образование, 2005, № 1, с.54-63.
16. Иванова Н.Л. Социальная идентичность и проблемы образования. – Ярославль, 2001.
17. Колыванова К.Г., Козырева Н.А. Мотивы толерантности в лейтенантской прозе 60-80-х годов ХХ века //
18. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.
19. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2001.
20. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2002.
21. Мириманова М.С., Обухов А.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействии. //http//www.abitura.com/not onli/tolerantia.htnl
22. Ненасилие. Программа по формированию способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста. – Череповец, 1999.
23. Нетерпимость в России /Под ред. С.В.Витковской, А.Г. Малашенко. – М., 1999.
24. Основы конструктивного общения. Практикум. Составители: Т.Г.Григорьева, Т.П.Усольцева, Новосибирск – Москва, 1997.
25. Перцев А.В. Повседневная толерантность: методология описания и практика формирования. //http//www.abitura.com/not onli/tolerantia.htnl
26. Петрусинского В. В. Игры, обучение, тренинг, досуг. - М., 1994.
27. Похвала терпимости. //Курьер ЮНЕСКО, 1992, сентябрь.
28. Рубинштейна С. Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.
29. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. – Ярославль, 2003.
30. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости. – М., 2002.
31. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология в образовательном процессе /Под ред. В.А.Сластенина. – М., 2000.
32. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 1999.
33. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. – М., 1998.
34. Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. – М., 2001.
35. Терпимость: преддверие мира. //Курьер ЮНЕСКО, 1994.
36. Толерантность в общественном сознании России. – М., 1997.
37. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. – СПб., 2001.
38. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. – М., 2001.
39. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000.
40. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М., 2003.
41. Рабочая книга школьного психолога /И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. – М., 1991.
42. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000.
43. Истратова О.Н., Эскакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону, 2003.
44. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000.
45. Гришина Н.В. Психология конфликта. –СПб., 2000.
46. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1999.
47. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.
48. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов –на-Дону, 2002.
49. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1998.
50. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. – М., 2001.