ВВЕДЕНИЕ
В данном дипломном исследование нами выдвинута проблема анализа социально – педагогических условий формирования культуры межнационального взаимодействия.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что новые социально-экономические и геополитические условия диктуют необходимость коррекции процесса обучения учеников общению с окружающими людьми другой национальности.
Современная ситуация в России в целом и Астрахани как полиэтничном регионе говорит, что общество стало более меркантилизированным, построенном на принципе денежно - финансовых взаимоотношениях, и потому необходимо для педагога дать необходимые знания о стратегиях действия в условиях, когда в классе дети различных национальностей, требующих максимальной реализации лидерских, организаторских, и прочих качеств ученика, а так же просто проявления толерантности, как члена социума.
В связи с этим стиль и методы руководства детскими группами и коллекти¬вами должны отличаться от приемов руководства коллективами взрослых людей, так как в качестве основной задачи в управле¬нии детскими группами и коллективами ставится задача обуче¬ния и воспитания у детей умений и навыков группового взаи¬модействия с детьми другой национальности. Существуют и возрастные особенности руководст¬ва детскими коллективами, отражающие специфику возрастной психологии и обеспечивающие преемственность в развитии со¬ответствующих коммуникативных умений. Поэтому мы выясним, каковы осо¬бенности педагогического руководства детскими группами и кол¬лективами с учетом общих задач обучения и воспитания, а затем ответим на вопрос о специфике руководства объединениями детей различных национальностей.
Цели дипломной работы:
1. Провести теоретический анализ социально – педагогических условий формирования культуры межнационального взаимодействия.
2. Провести эмпирическое исследование влияния наличия в классе учеников другой национальности на агрессивное межэтническое поведение подростков.
Задачи:
1. Проанализировать социально – педагогическую и психолого-педагогическую литературу по данной тематике.
2. Провести вводное рассмотрение межэтнической напряженности в современном обществе и необходимости формирования культуры межнационального взаимодействия.
3. Выявить специфику социально – педагогических условий формирования культуры межнационального взаимодействия.
4. Провести эмпирическое исследование влияния наличия в классе учеников другой национальности на агрессивное межэтническое поведение подростков.
5. В заключение сформулировать итоговые выводы и рекомендации по тематике данного дипломного исследования.
Предмет исследования: влияние наличия в классе учеников другой национальности на агрессивное межэтническое поведение подростков.
Объект исследования: две группы испытуемых по шестнадцать подростков, разделённые на основе отбора по возрастному признаку и по принципу наличия в классе, в котором они обучаются, учеников другой национальности (группа I – полиэтничные классы, группа II – моноэтничные классы).
Нами была выдвинута гипотеза о том, что уровень межэтнической агрессии у подростков, чья учебная деятельность проходит в полиэтничном коллективе будет ниже показателей уровня межэтнической агрессии у подростков, чья учебная деятельность проходит в моноэтничном коллективе.
Методологические и теоретические предпосылки работы: в качестве методологических и теоретических предпосылок работы выступает то, что в современной педагогике и психологии практически не проводилось исследований, качественно исследующих данную специфику.
В качестве методического оснащения нами были избраны:
1. Метод анализа личных дел для отбора групп.
2. Метод интервью для отбора групп.
3. Фрейбургская анкета агрессивности подростков.
4. Методика диагностики уровня агрессивности А. Ассингера
5. Методика выявления стиля поведения в конфликте К. Томаса.
6. Метод математической обработки данных.
Достоверность полученных результатов: учитывая качественные характеристики обработки полученных результатов при помощи выявления процентного соотношения и выявления корреляции по Пирсону, можно говорить о высокой степени достоверности полученных результатов.
Теоретическая значимость работы: в данном дипломном исследовании проведён всесторонний анализ и систематизация материала по проблематике социально – педагогических условий формирования культуры межнационального взаимодействия.
Практическая значимость работы: материалы данного дипломного исследования могут быть использованы в работе социального педагога и других специалистов, работающих с детьми в сфере формирования культуры межнационального взаимодействия.
Итак, переходим к анализу тематики данной дипломной работы.
2.1.1. Развитие и реализация профессионализма педагога в сфере межнациональных взаимоотношений
Анализ специальной научной литературы, реалии сложившейся педагогической и социокультурной ситуации подтверждают, что до настоящего времени не разработана система подготовки педагога к деятельности в полиэтнической среде и, как следствие, не определены особенности становления его профессионализма в этой сфере.
Рассмотрение профессионализации возможно только как двухстороннего процесса: с одной стороны, вхождение начинающего педагога в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, а с другой - как процесса активной реализации себя в непрерывном профессиональном саморазвитии.
Педагог овладевает педагогическим профессионализ¬мом тогда, когда может выходить за рамки типовых средств, то есть может использовать в качестве таковых собственные лично¬стные качества, проявить свою индивидуальность, ценностные ориентации, эстетические установки, нравственно-педагогические отношения к другим людям. В этом случае результаты труда могут быть осмыслены не только с социальных, но и с личност¬ных педагогических позиций.
Педагогический профессионализм - это совокупность пси¬хических и личностных качеств учителя-воспитателя, накопленных в процессе ов¬ладения и длительного выполнения профессионально-педагоги¬ческой деятельности, обеспечивающих эффективный уровень ре¬шения сложных педагогических задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М., 2001.
2. Абрамова С. Возрастная психология. Высшая школа, - М., 2001.- 319 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения в психологии. М., 1981. С. 218 – 241.
4. Ананьев Б.Г. “О человеке, как объекте и субъекте воспитания” Избранные психологические труды в 2-х томах М., 1980 – 160 с.
5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1980. – 232 с.
6. Асеев В. Возрастная психология: Учебное пособие. – Ир¬кутск, ДРОФА, 1999. – 456 с.
7. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Магистр, 1999.-311 с.
8. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 301 с.
9. Беличева С.А. “Основы превентивной психологии” М., 1993-320 с.
10. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. – 416 с.
11. Бодалев А. А. Личность и общение. – Избр. Труды М.: Педагогика, 1983. 139 с.
12. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. М., АСАDЕМА, 1999. – 317 с.
13. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. М., 1999.
14. Брунев Дж. Психология познания. ВЕЧЕ, - М., 1987. – 458 с.
15. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство “Ось – 89”, 2000. – 224 с.
16. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Пет¬ровского. – М., АСАDЕМА, 1999. – 567 с.
17. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо.- М., ВЕЧЕ, 2000. – 311 с.
18. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1974.
19. Вульфов Б.В., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. – М.: Знание, 1981.
20. Гордеева О.В. Развитие языка и эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995 N 2.
21. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995 N 2.
22. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., Высшая школа, 1998. -316 с.
23. Джандильдин Н.Д. Единство интернационального и национального в психологии советского народа. – Алма-Ата, 1989. – С.45 -51.
24. Добровт А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.- 411 с.
25. Дубов И.. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся // Вопросы психологии. 1990 N 5.
26. Дубов И.Г. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся // Вопросы психологии. 1990 N 5.
27. Дубов И.Г., Смирнов Л.М. Особенности восприятия значимых других старшеклассниками. // Вопросы психологии, № 3, 1991. – С. 30 – 36.
28. Иванова Л.Ю.“Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям” сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии М, Архангельск, 1993- 311 с.
29. Игумнов С. А. Психопатия и психокоррекция детей и подростков. – М.: изд. Института психотерапии, 2000. – 459 с.
30. Исаев Д.Д. Журавлёв И.И Дементьев В.В. Озерецковский С.Д.“Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения” СПб., 1997 – 455 с.
31. Кадобнова И.В., Усачева В.О., Школяр Л.В., Кузьмина О.В. Искусство слышать. Методическое пособие. – М., 1994.
32. анн-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. – 319 с.
33. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982. – 207 с.
34. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. – Ростов-на-Дону: Изд – во Ростовского педуниверситета, 1997. – 112 с.
35. Кочетов А.И. Воспитательная система: теория, проблематика, альтернативы / М-во образования Республики Беларусь. Ин-т повыш. Квалиф. И переподг. Руководящих работников и спец-тов образования. – Мн., 1997. – 146 с.
36. Крайг Г. Психология развития. – Спб.: Издательство “Питер”, 2000. – 992 с.
37. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. – М, 1993.
38. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. – Дубна: Изд. Центр “Феникс” Изд – во “Когито – Центр”, 1998. – 224 с.
39. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. – М., 1996. – С. 176-179.
40. Кэрол Флэйк-Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993
41. Лабунская В.А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения //Вопросы психологии. 1999 N 3.
42. Личко А.Е. Попов Ю.В.“Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков”, М., 1988 – 550 с.
43. Матвеева Л.В. Коммуникативный акт в условиях опосредования // Вестник МГУ. Серия “Психология”. 1996 N 4.
44. Морозов В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты // Психологический журнал. 1993 N 1.
45. Мухина В.С. Возрастная психология. – М, 1997.
46. Мясищев В.Н. Психология отношений: Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд – во “Ин-т практической психологии” Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1995. – 356 с.
47. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. – М.: МГУ, 1988 .- 166 с.
48. Ниренберг Д., Калеро Т. Словно раскрытую книгу, прочти человека. – Минск., 1996.
49. Ниренберг Д., Калеро Т. Читать человека – как книгу. – М.., 1990.
50. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Л.: ЛГУ, 1979. – 150 с.
51. Паренс Генри “Агрессия наших детей” М., 1997 – 149 с.
52. Першанина Е.“Проблема профилактики педагогической запущенности подростков” журнал “Советская педагогика”, 1984, № 5, - 141 с
53. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА – М. 1998. – 528 с.
54. Популярная психология для родителей: 2-е изд. Испр. / Под ред. А.С.Спиваковской. – Спб.: СОЮЗ, 1997. – 304 с.
55. Практическая психология образования. / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: ТЦ “Сфера”, 1997. – 528 с.
56. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т. 2. – Самара: Издательский Дом “БАХРАХ – М”, 2000. – 544 с.
57. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Изд – во “Питер”, 2000. – 624 с.
58. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. С. – Пб., 1998. – 367 с.
59. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. – 410 с.
60. Рубинштейн С.Л. Очерки, воспоминания, материалы. К 100-летию со дня рождения./ Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: “Наука”, - 1989 – 000
61. Саенко Е.В. “Профессиональная деятельность психолога при профилактике агрессивного поведения”. Тверь, 1995 – 389 с.
62. Сарджвеладзе Н.И. Личностная позиция и репрезентация жизненного пути у молодежи / Психология личности и образ жизни. – М.: “Наука”, 1987. – С. 213 – 217.
63. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: Учеб. Пособие / Свердл. Пед. Ин –т. Свердловск, 1986. – 142 с.
64. Семенюк Л.М.“Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции” М., 1996 – 414 с.
65. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2001. – 928 с.
66. Степанов В.Г.“Психология трудного школьника” М., 1998 -117 с.
67. Сурков А.“Семейные войны” газета “Стрела”, №14 (143), С-Пб 1999.
68. Тархова Л.“Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели” М., 1997 – 255 с.
69. Фельдштейн Д.И. “Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального” журнал “Советская педагогика”, 1984, № 5, с. 55
70. Фридман Л.М. Волкова К.Н.“Психологическая наука – учителю” М., 1985 -180 с.
71. Шипицына Л.М. Иванов Е.С.“Нарушения поведения учеников вспомогательной школы” М., 1992 -401 с.
72. Этуш К.М. Агрессия и подросток. М., 2001.-419 с.
73. Ярмолаев И.А. Агрессия как психологический феномен. М., 2001. -499 с.