ВВЕДЕНИЕ
Утвердившаяся к настоящему времени личностноразвивающая парадигма профессионального образования провозглашает необходимость обеспечения саморазвития, самообучения, самовоспитания обучающихся.
В то же время превалирующей в вузовской практике является организация обучения с позиций воспроизведения книжных знаний, постоянно тяготеющей к методике, сводящей подготовку специалиста к запоминанию знаний, составляющих содержание учебной дисциплины. Такая методика слабо ориентирована на развитие субъектности личности студента, способной не только усваивать готовые знания, но и творчески их перерабатывать. Имеет место явное упрощение учебной деятельности, сведение ее к получению готовых знаний по изучаемым дисциплинам. В качестве главного результата обучения подразумеваются именно знания, а не личность, способная творить, создавать новые знания в своей профессиональной области.
Ясно, что такая организация учения нуждается в переориентировки: с нацеленности ее на запоминание новых знаний необходимо перейти на формирование личностных новообразований, умения творчески учиться, перерабатывая научные знания и общественный опыт применительно к потребностям практики.
Будущий специалист должен обладать профессиональной мобильностью, способностью оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в научной и практической деятельности. В этом плане исключительное значение приобретает подготовка специалистов, владеющих интегральной методологией профессиональной деятельности и способных к профессиональному саморазвитию и самодвижению. Анализ системы профессиональной подготовки педагогов в вузах показал несоответствие образовательных моделей современным требованиям, предъявляемым к профессионалу.
Переход от декларирования к воплощению идей личностноразвивающего образования возможен только при наличии реальных моделей и программ организации учебного процесса с учетом специфики осваиваемой профессии.
Специфическими характеристиками профессиональной деятельности педагога являются ее ярко выраженная субъект-субъектная направленность и необходимость ценностного отношения к субъективной реальности учащихся. Главным инструментом профессиональной деятельности педагога является его личность, что инициирует непрерывный личностно-профессиональный рост и требует высокого уровня саморегуляции и самостоятельности.
Анализ специфики данной профессии и практики подготовки педагогов в вузе позволяет сделать вывод о значительных расхождениях требований к специалисту и сложившейся образовательной ситуации. Указанное расхождение обусловливает необходимость инновационных изменений в подготовке педагога, магистральным направлением которой должно стать содействие развитию субъектных качеств личности студента.
Идея субъектности личности в современной психологической науке рассматривается как возможное теоретическое основание объединения ее различных школ и направлений (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.Т.Кудрявцев, В.А. Татенко). Парадигма субъектности, заданная в отечественной психологии С.Л.Рубинштейном, предполагает рассмотрение человека в единстве его деятельных, активных и созерцательно-этических характеристик. Положения об активности и самодетерминации субъекта получили широкое распространение и стали основой многочисленных теоретических и экспериментальных исследований. В современной психологической науке малоизученными остаются вопросы, связанные с созерцательными, рефлексивными и этическими характеристиками субъекта. Вместе с тем, субъектная направленность педагогической профессии требует ориентации на развитие в первую очередь именно этих субъектных параметров личности педагога.
В этой связи разработка проблемы субъектности приобретает не только теоретическое, но и практическое значение для определения концептуальной основы подготовки педагогов, обеспечивающей возможность конструирования моделей субъектно-развивающего характера и создание на их базе программ психологического обеспечения образовательного процесса вуза.
Развитие субъектности студентов, будущих педагогов предполагает, помимо указанных характеристик (высокое нравственное развитие, рефлексивность, активность и т.д.) сформированность позиции субъекта учебно-профессиональной деятельности. Такая позиция определяется наличием высокого уровня осознанности целей обучения, саморегуляции и самостоятельности. Несмотря на то, что самостоятельность является важнейшим параметром субъектности личности и даже отождествляется с ней (А.К. Осницкий), данный феномен недостаточно изучен в психологической науке. Актуальность исследования самостоятельности возрастает в связи с тем, что она является необходимым условием освоения форм и методов самостоятельной учебной деятельности, обладающей существенным субъектно-развивающим потенциалом.
Несмотря на то обстоятельство, что в образовательном процессе вузов значительное количество времени отводится на самостоятельную работу, наблюдается недооценка самостоятельной учебной деятельности и преобладание репродуктивной направленности, характеризующейся снижением возможностей проявления креативности и самостоятельности субъектов обучения.
Психологическое обеспечение организации самостоятельной учебной деятельности в первую очередь должно иметь место при создании моделей подготовки специалистов различного профиля. Особое внимание должно быть уделено будущим педагогам в связи с субъектными характеристиками профессиональной деятельности, содержательными особенностями психологических дисциплин и спецификой предмета психологической науки в целом.
В этой связи проблема исследования сформулирована следующим образом: какова специфика организации самостоятельной учебной деятельности студентов-педагогов, способствующая развитию их субъектности. Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является развитие субъектности личности студентов-педагогов а его предметом - влияние самостоятельной учебной деятельности на развитие субъектности личности студентов-педагогов.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования был выдвинут ряд предположений, выступивших в качестве гипотез исследования:
1. Педагогическая профессия предъявляет повышенные требования к субъектным характеристикам специалиста.
2. Профессиональное образование педагога должно быть направлено на создание условий, способствующих развитию субъектности личности студентов.
3. Развитие субъектных параметров личности будущих педагогов динамизируется в процессе освоения ими форм и методов самостоятельной учебной деятельности.
4. Содействие студенту-педагогу в развитии его субъектности требует разработки комплексной модели психологического обеспечения организации самостоятельной учебной деятельности.
Для доказательства выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи исследования:
проанализировать теоретические и эмпирические работы, отражающие систему взглядов отечественных исследователей на субъектность и субъектные параметры личности, а также работы, в которых исследуются вопросы личностно-профессионального развития студентов и формирования позиции субъекта учебной деятельности, специфические особенности педагогической профессии и развития самостоятельности студентов в ходе овладения ими форм и методов самостоятельной работы;
определить содержательное наполнение понятия субъектности, выделить основные подходы к ее изучению и конкретизировать субъектные параметры личности;
дать характеристику феномена самостоятельности как значимого параметра субъектности;
выделить и описать субъектные характеристики педагогической профессии;
осуществить психологический анализ форм и методов самостоятельной учебной деятельности студентов;
изучить взаимосвязь уровня развития субъектности студентов-педагогов и уровня самостоятельной организации учебной деятельности;
определить основные направления содействия развитию субъектности студентов-педагогов и разработать модель организации самостоятельной учебной деятельности в педагогических вузах.
Методологическими и теоретическими предпосылками исследования явились: концептуальные положения о субъекте деятельности и субъекте жизни, о характеристиках субъектности личности (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, Б.С.Братусь, О.А.Конопкин, Е.А.Климов, В.Т.Кудрявцев, Б.Ф.Ломов, А.К.Осницкий, В.А. Петровский, В.И.Слободчиков, В.А.Татенко, А.Ш.Тхостов, В.Д.Шадриков и др.); идеи о возможностях содействия развитию личности и ее субъектности в образовательном процессе вуза (Б.Г. Ананьев, АИ. Донцов, И.Б. Котова, Е.И. Шиянов и др.) и о самостоятельности как субъектном свойстве личности (С.Л. Рубинштейн, П.П. Блонский, А.В. Брушлинский, Л.А. Ростовецкая, АА. Смирнов, НА. Менчинская, Д.Б. Богоявленская и др.); принципы организации самостоятельной учебной деятельности и самостоятельной работы студентов (К.К. Платонов, А.К. Осницкий, И.А. Зимняя, С.В. Бобрышев, Г.А. Шабанов и др.); представления об особенностях педагогической профессии (Ф.Н. Гоноболин, В.А. Кан-Калик, П.Ф. Каптерев, С.В. Кондратьева, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, А.А. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, и др.).
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2004 по 2005 гг.:
подготовительный этап включал в себя определение концептуального замысла исследования, формулирование целей и задач, выдвижение гипотез; изучение научной литературы по проблеме;
констатирующий этап был связан с выбором методов и подбором методик научного исследования; с изучением состояния проблемы в высших учебных заведениях, с организацией и проведением экспериментального исследования;
аналитический этап включал в себя обработку и анализ экспериментальных данных, а также конструирование модели организации самостоятельной работы студентов-педагогов;
заключительный этап был связан с внедрением результатов исследования и оформлением дипломной работы.
База исследования и контингент испытуемых: студенты I - 5-х курсов математического факультета Армавирского государственного педагогического университета (АГПУ). В исследовании приняли участие 138 студентов.
Методы и источники исследования. Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: сравнительно-сопоставительный анализ психологической литературы по изучаемой проблеме; методы сбора и интерпретации теоретического и фактологического материала; невключенное наблюдение, индивидуальные беседы, тест самоактуализирующейся личности САМОАЛ, методика личностного дифференциала (ЛД), методика исследования локуса контроля Дж. Роттера, проективная методики "Четыре картины" и "Интервью с самим собой", методы математической статистики, метод психологического моделирования.
Источниками для проведения исследования стали труды отечественных ученых, посвященные проблемам субъектности и субъектных параметров личности, вопросам личностно-профессионального развития студентов и формирования позиции субъекта учебной деятельности, специфическим особенностям педагогической профессии, а также развитию самостоятельности студентов в ходе овладения ими формами и методами самостоятельной учебной деятельности; учебники и учебные пособия по педагогической психологии, психологии личности, социальной психологии, педагогике, психологии мышления, деятельности и т.д.; монографии ведущих отечественных психологов, материалы всероссийских и региональных конференций по психологии.
Научная новизна исследования состоит в том, что в дипломной работе дан анализ различных подходов отечественных исследователей к проблеме субъектности как специфического качества личности, обеспечивающего особый способ взаимодействия человека с миром; обоснована необходимость развития субъектности педагога на этапе обучения в вузе; осуществлен психологический анализ субъектно-развивающего потенциала самостоятельной учебной деятельности студентов; определены основные направления содействия развитию субъектности студентов-педагогов; разработана и теоретически аргументирована модель организации самостоятельной учебной деятельности в педагогических вузах.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты непосредственно связаны с задачами совершенствования профессиональной подготовки педагогов на этапе обучения в вузе. Выявленный в ходе теоретического и экспериментального исследования субъектноразвивающий потенциал самостоятельной учебной деятельности позволил сконструировать модель ее организации, предоставляющую новые возможности на пути повышения качества учебного процесса в педагогических вузах. Методики, отобранные в ходе дипломного исследования, представляют собой готовый диагностический инструментарий для исследования субъектных параметров личности студента и степени освоения ими форм и методов самостоятельной учебной деятельности. Разработанная программа тренинговых занятий может быть использована практическими психологами и преподавателями психологии в качестве методического пособия по развитию самостоятельности студентов в процессе учебной деятельности.
Достоверность результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций; многообразием используемых методов, адекватных целям и задачам исследования; содержательным анализом факторов, полученных при использовании диагностических процедур; достаточным объемом экспериментальной выборки; применением методов математической статистики.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы. Объем основного текста составляет 154 страницах, содержит 5 таблиц, 1 диаграмму и 9 приложений. Список использованной литературы содержит 174 источника.
Самостоятельная учебная деятельность студентов организуется в образовательном процессе вуза в рамках самостоятельной работы. Она регламентируется учебными планами, в которых половина и более академических часов отводится на самостоятельную работу. Разработка заданий для самостоятельной работы студентов и контроль за их выполнением входит в должностные обязанности преподавателя. Тем не менее, самостоятельная работа студентов продолжает оставаться наименее изученным и одновременно наиболее ценным компонентом организации учебной деятельности.
Психологический анализ форм и методов самостоятельной работы требует определения и дифференциации понятий "самостоятельная работа" и "самостоятельная учебная деятельность". Указанные понятия характеризуют различные аспекты самообразования студентов и находятся в отношении: форма - содержание. В дипломном исследовании самостоятельная работа рассматривается как форма организации самостоятельной учебной деятельности. Самостоятельная работа определяется как высшая форма учебной деятельности, форма самообразования.
Самостоятельная работа предполагает самостоятельную постановку целей, самостоятельную организацию деятельности, саморегуляцию и самоконтроль. Таким образом, основой самостоятельной работы является самостоятельность деятельности и мышления. Поскольку самостоятельность является одной из составляющих субъектного ядра человека, именно в рамках самостоятельной работы проявляются такие субъектные характеристики студента как, активность, рефлексия, осознанность, инициативность, творчество. Самостоятельная работа активизирует перечисленные качества и тем самым является необходимым условием развития субъектности студента-педагога.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — Казань, 1987. — 267 с.
2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. Брест, 1993. - 144с.
3. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.
4. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). М. — Воронеж, 1999.-224с.
5. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991. - 299с.
6. Актуальные вопросы психологии личности. М. 1988.
7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М. 1977.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
9. Андреев О.А, Хромов Л.И. Учитесь читать быстро. М, 1991.
10. Андриенко А.В. Формирование учебно-исследовательских умений студентов в процессе выполнения курсовых и дипломных работ // Личность XXI века: теория и практика Материалы Всероссийской научно-практической конференции Под ред. Е.Н. Шиянова, И.Б. Котовой, С.В. Недбаевой. Армавир, 2001. С. 141-142.
11. Анциферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. Т.13. - 1992. - № 5. — С. 12—25.
12. Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности. - М., 1981. -365с.
13. Афонькина Ю. Организация самовоспитания студентов в процессе изучения психологии // Дошкольное воспитание. - 2001 .-№1.- С.62-65.
14. Баталов А.А. Понятие профессионального мышления. М., 1994.
15. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2000. -350 с.
16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
17. Бернс Р. Развитие Я — концепции и воспитание. — М., 1986. — 422 с.
18. Битянова М.Р. Психология личностного роста. М., 1995.
19. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. М., 1998.-167 с.
20. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982 - 200с.
21. Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1995. — 328 с.
22. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. - 464 с.
23. Болдышева Т.Н. Культура учебного труда студентов. (Учебное пособие). Томск, 1976.
24. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. — М., 1981.-80 с.
25. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии //Гуманистическая и трансперсональная психология. Хрестоматия. Минск - М., 2000.-С.54-71.
26. Брушлинский А.В. Проблема психологии субъекта. М., 1994.
27. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке //Психологоический журнал. - 1991. Т. 12. № 6. С.3-10; 1992. Т. 13. № 6. С.3-12; 1993. Т. 14. №6.С.3-15.
28. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.- Воронеж, 1996.
29. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев, 1997.
30. В помощь самостоятельной работе по психологии /Сост. Бузина Н.И. Ставрополь, 1987. - 44 с.
31. Вербицкий А.А. Самостоятельная работа студентов младших курсов //Высшая школа России. - 1995. - № 3.
32. Вишнякова Т.П. Исследовательская деятельность преподавателей и студентов // Специалист. - 2000. - № 3. - С. 21-22.
33. Воеводин Л.Д. Самостоятельная работа студентов над источниками -эффективное средство самообразования // Вестник Московского университета. - 1996. - №4.-С.49-62.
34. Воробьев С.Л. Онтологические образы психологии // Человек. - 1995. - № 1.-С.21-38.
35. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.2. — М., 1982. - 504 с.
36. Галузяк В.М., Сметанский Н.И. Проблема личностной референтности педагога // Педагогика, 1998. - № 3. - С. 18-24.
37. Гегель Л.А., Москвичева Л.Н., Щепкина Е.В. Патернализм или самостоятельность. Выбор пути российского студенчества. / Система воспитания в высшей школе. Аналит. обз. НИИВО. Вып. 8. - М., 1998. - С.1-25.
38. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. — М., 1965. — 260 с.
39. Горин Ю. К иной парадигме образования в вузах //Высшее образоваение в России.-1999. -№3,-С.60-66.
40. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1989.
41. Гройсман А.Л. Личность. Творчество. Регуляция состояний. Руководство по театральной и паратеатральной психологии. М., 1998.
42. Гросс Н.В., Фатеев В.П. Самостоятельная работа студентов //Специалист. - 2000. - № 3. - С. 13-16.
43. Гуревич К М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. — М., 1970. — 272 с.
44. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М. 1993.
45. Дерманова И.Б., Коростылева Л.А. Некоторые аспекты феномена самореализации //Психологические проблемы самореализации личности /Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб., 1997.
46. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе. М., 1996.
47. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов //Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С.42-49.
48. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск, 1981.-383 с.
49. Ермолаева Е.А. Личностно-ориентированный подход при обучении //Специалист. - 2001. - № 4. - С. 13.
50. Еромасова А.А. Перестройка учебных программ и методики преподавания психологии //Специалист. - 1997. - № 11. — С.25-27.
51. Зеличенко А.И. Психология духовности. - М., 1996.
52. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997. - 480 с.
53. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М. 1994.
54. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Петрусинского. - М., 1994.-368 с.
55. Исаева Н.И. Личностные особенности субъекта профессионально психологической деятельности //Личность XXI века: теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции /Под ред. Е.Н. Шиянова, И.Б. Котовой, С.В. Недбаевой. Армавир, 2001. С. 382-397.
56. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М., 1988.
57. Казаков М.И. Самостоятельная работа студентов. Киев, 1990.
58. Калина Н.Ф. Вопросник самоактуализации личности //Журнал практического психолога. 1998, № 1. С. 65.
59. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987. — 190 с.
60. Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании //Педагогика. - 1999. -№7.-С. 73-84.
61. Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию. М., 2000. - 288 с.
62. Клименко И.Ф. Формирование у студентов навыков исследовательской деятельности //Специалист. — 1998. - № 10. - С. 17 - 18.
63. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. — М., 2000. - 192 с.
64. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студентов //Высшее образование в России. - 2000. - № 1. - С. 114-115.
65. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.
66. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.
67. Конопкин О.А. Феномен субъектности в психологии личности //Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 148-150.
68. Корнилова Т.В., Григоренко ЕЛ. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов // Вопросы психологии - 1995. - № 5. —С.108-115.
69. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. - Ростов-на-Дону, 1994. - 294 с.
70. Коул Л., Холл Дж. Психология юности. СПб., 2000. - 547 с.
71. Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000. - 992 с.
72. Крупное А.И. Об изучении и формировании свойств личности студента //Студент на пороге XXI века. М. 1990.
73. Крутецкий В.А. Основы педагоги ческой психологии. — М., 1972. — 255с.
74. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К. Субъект деятельности в онтогенезе //Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 14-30.
75. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. — Л., 1967. — 183с.
76. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1985.-32с.
77. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. - СПб., 1995. - 136 с.
78. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. — М., 1979. — 48 с.
79. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 1999.
80. Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента. Л., 1974.
81. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды /Сост. Ю.Н. Кулюдкин, Г.С. Сухобская. СПб., 1996.
82. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
83. Малисова И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентации личности // Психологический журнал — 1994. - Т. 15. № 4. —С.94-102.
84. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
85. Маркова А.К. Психология труда учителя. — М., 1993. — 192с.
86. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира. - М., 1995.
87. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.
88. Матюшкин А.М. К характеристике продуктивных процессов мышления /Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. (К симпозиуму). М., 1975.
89. Минигалиева М.Р. Развитие самопонимания и психологическое образование личности //Развивающаяся психология - основа гуманизации образования. Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции. /Подред. В.Я. Ляудис, Н.Н. Корж. Москва, 1998. С. 139.
90. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии - 1997. - № 4. — С.28-38.
91. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М., 1998. – 200 с.
92. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
93. Митина Л.М. Специальное психологическое образование как основа профессионального развития личности //Развивающаяся психология -основа гуманизации образования. Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции. / Под ред. В.Я. Ляудис, Н.Н. Корж. М., 1998. С.144.
94. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2001.
95. Мушенок Н.И., Хамматова Р.С. Размышления о дистантном образовании: возможности и реальность //Развивающаяся психология - основа гуманизации образования. Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции. / Под ред. В.Я. Ляудис, Н.Н. Корж. М., 1998. С. 152.
96. Нагаев В.В. Проблемы совершенствования эффективности самостоятельной работы студентов-заочников в процессе изучения психологии //Развивающаяся психология - основа гуманизации образования. Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции. / Под ред. В.Я. Ляудис, Н.Н. Корж. - М., 1998. - С.154.
97. Новиков С.Г., Митасова О.В. Психолого-педагогические аспекты научно-исследовательской работы студента //Специалист. - 1997. - № 8. - С.29-31.
98. Обеспечение качества высшего образования. Российский опыт в международном контексте: Круглый стол // Альма матер. - 2001. -№ 6. - С.15-25.
99. Огнев А.С., Ярошенко Г.Н. Парадигма субъектности в психологической практике //Развивающаяся психология - основа гуманизации образования. Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции. /Под ред. В.Я. Ляудис, Н.Н. Корж. М., 1998. С. 167.
100. Ожегов С. И. Словарь русского языка. / Под ред. Шведовой Н.Ю. Изд.19-е. М., 1987.
101. Организация самостоятельной работы студентов в процессе изучения общественных наук. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.
102. Организация самостоятельной работы студентов по гуманитарным дисциплинам (психолого-педагогический цикл). Методические рекомендации Сост. Костенко Л.А., Бобрышов С.В. Ставрополь, 1996. - 67 с.
103. Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся //Педагогика. -1998. -№3.- С. 102-105.
104. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. – Москва-Нальчик, 1996. – 125 с.
105. Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся //Вопросы психологии. 1992. №1,2.
106. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А. Смирнова. - М., 1998. - 512 с.
107. Перлз Ф. Гештальт-терапия дословно // Московский психотерапевтический журнал. - 1994. - №3.
108. Петровская Л.А. Изучение психологии и самопознание //Развивающаяся психология - основа гуманизации образования. Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции. / Под ред. В.Я. Ляудис, Н.Н. Корж. М., 1998. С. 178.
109. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998.
110. Петровский В.А. Личность в психологии. Парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996.
111. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993.
112. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.
113. Пивоварова М.А. Информационные технологии в учебном процессе вуза: возможности и опасности //Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 5. — С. 129-140.
114. Платонов К.К. О системе психологии. - М., 1972. - 216 с.
115. Платонов К.К. Пути самостоятельной работы по усвоению системы психологических понятий. Методические рекомендации для слушателей университетов педагогических знаний. - М., 1983., - 175 с.
116. Плеухова Л.Ф. Познавательная деятельность студентов в условиях компьютерного обучения //Педагогика. — 1999. - № 7. - С.134-138.
117. Половников А.А. Формирование позиции студента как задача начального этапа психологического образования в вузе //Развивающаяся психология - основа гуманизации образования. Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции. / Под ред. В.Я. Ляудис, Н.Н. Корж. Москва, 1998. С.184.
118. Попов Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов. Казань, 1990.-238 с.
119. Попова М.В. Как преподают психологию на Западе //Педагогика. -1998. -№3.-С.102-105.
120. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб., 2000. - 560 с.
121. Психологическая наука в России XX столетия. М., 1997.
122. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М., 1991.
123. Психология. Словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. -М., 1990. - 494 с.165.
124. Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Карвасарского. СПб., 1998.
125. Птарке К. Студенты. Становление личности. М., 1982. - 136 с.
126. Рабочая книга практического психолога: Технологии эффективной профессиональной деятельности / Науч. ред. А.А. Деркач. М., 1996.
127. Ростовецкая Л.А. Самостоятельность личности в познании и общении. Ростов н/Д., 1975. - с.- 297
128. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1998.
129. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
130. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. - 415 с.
131. Рубцова Н.Е., Леньков С.Л. Психология компьютеризации как обязательный компонент информационной культуры педагогов и психологов //Развивающаяся психология - основа гуманизации образования. Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции. / Под ред. В.Я. Ляудис, Н.Н.Корж. М., 1998. С.200.
132. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.
133. Сайгушева Л.И. Гибкие технологии обучения как фактор самообразования студентов //Вести. МаГУ. - 2000. - Вып.1. – С. 84-185.
134. Самостоятельная работа студентов при изучении общественных наук. Вологда, 1976.
135. Сапогова Е.Е. Профессиональное психологическое сознание // Журнал практического психолога - 1997. - № 6. — С.3-12.
136. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа //Человек - 1994. - № 5. - С.21.
137. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.
138. Смирнов И.В. Психотехнологии. М., 19с.
139. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М., 1995.
140. Солоницын В.А, Шабанов Г.А. Основы самостоятельной работы студентов негосударственных вузов. Учебно-методическое пособие /Под ред. И.Г. Безуглова. М.: МОСУ, 1995. - 64 с.
141. Сорокин Л.Н. Дипломные работы в педагогических вузах. М., 1986.
142. Социально-психологические проблемы обучения и воспитания учащихся и студентов /Под ред. А.Д. Глоточкина. Тверь, 1992.
143. Старовойтенко Е.Б. Жизненные отношения личности. Киев, 1992.
144. Степанищев А.Т. Скорочтение. М., 1993.
145. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
146. Танаев В.П. О динамике психологических понятий //Развивающаяся психология - основа гуманизации образования. Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции. / Под ред. В.Я. Ляудис, Н.Н.Корж. М., 1998. С.221.
147. Тангян С.А. Высшее образование в перспективе XXI столетия //Педагогика. - 2000. - № 2. - С.3-10.
148. Татенко В.А. Психология в субъектном измерении. Киев, 1996. - 404 с.
149. Твелова И.А. Преподаватели вуза и их взаимоотношение со студентами //Личность XXI века: теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции /Под ред. Е.Н.Шиянова, И.Б.Котовой, С.В Недбаевой. Армавир, 2001. С. 216-218.
150. Толстых А.В. Морально-этические проблемы психологической практики. М., 1988.
151. Торокин А. Высшее образование: системный подход // Высшеее образование в России. - 1999. - № 4. - С.42-48.
152. Тхостов А.Ш. Топология субъекта //Вестник Московского университета. — Сер. 14 Психология. - 1994. - № 3. - С.3-12.
153. Фатыхова Р.М., Галяутдинова С.И. Роль самостоятельной работы в психологической подготовке студентов психологического вуза //Развивающаяся психология — основа гуманизации образования. Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции. / Под ред. В.Я. Ляудис, Н.Н. Корж. Москва, 1998. С.229.
154. Физиологические и психологические основы труда. М., 1974.
155. Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991. - 360 с.
156. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., 1991. - 244 с.
157. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. М., 1999. -256 с.
158. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
159. Фромм Э. Во имя жизни. Автобиографическая беседа //Философия и жизнь. 1992. № 1.
160. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
161. Хлебников В. Реформа и вузы //Поиск. - 2000. - № 35. - С.4.
162. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
163. Чебышев Н., Каган В. Высшая школа XXI века: проблема качества //Высшее образование в России. - 2000. - № 1. - С. 19-22.
164. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
165. Чудновский В.Э. К проблеме соотношения "внешнего" и "внутреннего" в психологии //Психологический журнал. - 1993. - Т. 14. - № 5. С.3-12.
166. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982.
167. Шевеленкова Т.Д. Исследование личностного способа существования человека в современном мире (Опыт гуманистического направления в зарубежной психологии) //Психология личности в условиях социальных изменений. М., 1993. - С.24.
168. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону, 1995.
169. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие саморегуляции в процессе обучения //Личность XXI века: теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Е.Н. Шиянова, И.Б. Котовой, С.В. Недбаевой. Армавир, 2001. С. 133-140.
170. Шиянов Е.Н., Крещенко И.Н. Этапы субъективного развития личности учителя в учебном процессе педвуза //Становление личности учителя профессионала: проблемы и перспективы: Тезисы докладов XII научно-практической конференции вузов Юга России. Ставрополь, 1993. С.77-78.
171. Шорохова Е.В. Проблема "Я" и самосознание //Проблемы сознания. М., 1966.
172. Якиманская И.С. Субъектный опыт //Новые ценности образования. М., 1995.-С.101-103.
173. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997.
174. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1983.