Введение:
Экономиче¬ские преобразования в современной России закономерно обусловили ре¬формирование налоговой системы, поскольку налоги становятся наиболее действенным механизмом регулирования новых экономических отношений.
Именно в этой ситуации встает вопрос о криминологической безопас¬ности налоговой системы России, поскольку коренное реформирование эко¬номики, экономический кризис и деформированный характер складываю¬щихся рыночных отношений породил к жизни ряд негативных факторов по¬литического, экономического, социального, нравственно-психологического характера и оказал негативное влияние на состояние и динамику преступно¬сти в сфере налогообложения.
Так, только в 2001 г. органами федеральной службы налоговой полиции 33 тыс. уголовных дел были окончены производством и направлены в суд, что на четверть больше, чем в 2000 г. Ежегодно увеличивается количество материального ущерба, причиненного преступлениями в сфере налогообложения. Так, в 1997 г. сумма материального ущерба возросла по сравнению с 1993 г. в 60 раз и составила 13,4 млрд. рублей, в 1998 г. эта сумма достигла 20,2 млрд. руб., в 1999 г. - 29,9 млрд. руб., в 2000 г. - 37,2 млрд. руб.
Усиливающаяся криминализация системы налогообложения, рост чис¬ла преступлений в сфере налогообложения связаны с недостатками в право¬вом регулировании налоговой системы, использования финансовых ресур¬сов, отсутствием действенного государственного контроля над экономиче¬скими процессами. Не в меньшей степени на рост преступности в сфере нало¬гообложения влияют и социально-экономические причины.
Указанные обстоятельства и послужили поводом для выбора темы дипломного исследования.
Объект исследования – закономерности существования и развития особого вида преступности - налоговой, а также факторов влияющих на ее распространение.
Предметом исследования выступают: экономические, социальные и правовые составляющие экономических и налоговых отношений, нарушае¬мых преступными посягательствами в процессе экономической деятельно¬сти; причинный комплекс данного вида преступности, а также меры криминологического и организационного характера, способные обеспечить безопасность отношений в сфере налогообложе¬ния.
Глава 2:
Исторический опыт показывает, что за все время существования человечества уничтожить преступность люди не смогли ни в одной стране мира. Ни сверхжесткими мерами, ни гуманными социальными реформами избавить общество от преступности никогда и никому не удавалось. Это факт. Он признается всеми и никем не оспаривается. Однако оценки этого факта различны. Одни полагают преступность явлением нормальным и даже полезным. Другие моделируют социальный идеал – общество без преступности – и доказывают, что при правильном подходе его можно воплотить в жизнь.
Социальные эксперименты свидетельствуют, что определенными мерами преступность в стране (регионе) можно снижать. Например, после раздела Германии в 1945 году в западной (ФРГ) и восточной (ГДР) частях некогда единой страны преступность стала постепенно меняться в силу различия социальных систем. Уже через 10 лет коэффициент преступности в ГДР оказался в несколько раз ниже, чем аналогичный показатель ФРГ. В 1980 году ГДР специальным комитетом ООН была отнесена к четырем наиболее благополучным в плане преступности государствам мира, в то время как в ФРГ уровень преступности приобретал угрожающие размеры.
Указанные факты свидетельствуют, что преступность поддается социальному воздействию, которое может как уменьшать, так и увеличивать ее масштабы и общественную опасность.
Исходя из данного положения, можно предположить, что к полномочиям государства по общему пре¬дупреждению преступлений должны относится: установление основ государственной полити¬ки в вопросах предупреждения преступлений; принятие и изменение федеральных законов о предупреждении преступлений, контроль за их выполнением; разработка, финансирование и реализация фе¬деральных программ, направленных па преду¬преждение преступлении; координация и методическое обеспечение дея¬тельности федеральных органов исполнительной власти по предупреждению преступлении; разработка и утверждение государственных стандартов в области предупреждения преступле¬ний; установление единой государственной систе¬мы статистического учета и отчетности в области предупреждения преступлений; защита прав и свобод граждан при осуществ¬лении предупреждения преступлений. Указанные меры должны определять уголовную политику всего государства.
Однако всегда следует учитывать и помнить, что в различных регионах качественные и количественные показатели преступности всегда имеют свои различия, обусловленные географическими, национальными, демографическими, культурными, политическими и другими факторами. В этой связи не должно вызывать никаких сомнений то, что принятие единых мер по предупреждению преступности не всегда будет эффективным.
Поэтому в предупредительной деятельности должны принимать участие не только федеральные министерства и ведомства, но и субъекты федерации. В полномочия субъектов Российской Федера¬ции в вопросах предупреждения преступлении должны входить: принятие и изменение законов субъектов Рос¬сийской Федерации о предупреждении преступле¬ний, контроль за их выполнением; наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями субъектов Россий¬ской Федерации в области профилактики пре¬ступлений, передача материальных и финансо¬вых средств, необходимых для осуществления переданных им полномочий, контроль за их реа¬лизацией; разработка, финансирование и реализация ре¬гиональных программ, направленных на профи¬лактику преступлений.
Заключение:
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В юридической литературе до настоящего времени не сложилось единого понимания налоговой преступности. Под преступлениями в сфере налогообложения следует по¬нимать действия (бездействия), предусмотренные уголовным законодательством и посягающие на общественные отношения в сфере налогообложения и финан¬совой деятельности государства либо причиняющие им вред при совершении иных преступлений в сфере экономической деятельности. Указанное понятие является более широким по сравнению с понятием налоговой преступности.
Объектом изучения данного исследования являлась непосредственно налоговая преступность. Налоговая преступность это совокупность преступлений, объектом которых являются охраняемые уголовным законом отношения по поводу взимания налогов и сборов, а также осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты.
Удельный вес налоговых преступлений в общем числе преступлений в сфере экономической деятельности в 2001 г. составил 19,5 %. Статистическая информация о со¬стоянии и динамике преступности в сфере налогообложения говорит о том, что преступность отражает те негативные процессы, которые происходили и происходят в России.
В 2001 г. органами федеральной налоговой полиции 33 тыс. уго¬ловных дел были окончены производством и направлены в суд, что на четверть больше, чем в 2000 г. Только по оконченным уголовным делам возмещенный ущерб составил 27 млрд. рублей, что в 2 раза выше, чем в 2000 г.
По структуре налоговая преступность неоднородна и включает в себя характеристику по конкретным преступлениям и отраслям эко¬номической деятельности, в которых действуют преступники и стремятся укло¬ниться от уплаты налогов и страховых сборов.
Способы, используемые для избежания уплаты налогов или снижения их размеров, достаточно разнообразны и многочисленны. В настоящее время известно более двухсот способов. Все многообразие налоговых преступлений и способов их совершения можно объединить в следующие группы и виды.