Введение:
В данном дипломном исследование нами выдвинута проблема анализа модернизации учебного процесса на основе применения новых информационных технологий.
Актуальность данного дипломного исследования обусловлена тем, что в наше время фундаментальным достижением информационных технологий стало появление компьютеров, особенно персональных. Важным достижением стала и разработка средств мультимедиа – работы ПК во многих информационных средах: цифровой и текстовой информации, графики, образов, звука и «живого» видео. Это открыло широчайшие области применения ПК как в играх и развлечениях, так и в образовании, где возможности мультимедиа стали основой обучающих и тестирующих программ. Возникла и стала использоваться технология виртуальной реальности. Мультимедиа стало основой комплексной визуализации работы с ПК.
Трудно переоценить значение автоматизации офисной деятельности в самом общем ее понимании - включая средства обработки текстов, экономической и финансовой информации и т.д. В этом аспекте большое значение сыграла разработка текстовых процессоров, систем компьютерного перевода с одного языка на другой, систем сканирования и распознавания текстов, мощных графических редакторов. Эти программные средства относятся к числу универсальных и используются представителями всех направлений экономики и образования.
Глава 3:
Описание процедуры исследования: после проведения нами разделения экспериментальной группы с каждой из групп проводились описанные ниже методы исследования.
Описание способа обработки результатов: обработка проводилась при помощи выявления процентного соотношения и коэффициента корреляции Пирсона.
Опишем использованные методики подробнее.
Диагностика мышления
Исследование проводится следующим образом.
Ребенку выдается лист белой бумаги стандартного формата и один простой карандаш. Годится и обычная писчая бумага, но предпочтительна плотная бумага, специально предназначенная для рисования. Карандаш – обязательно мягкий, лучше марки М или 2М; допустимо использование неизношенного черного фломастера.
Ребенка просят «как можно лучше» нарисовать человека («мужчину», «дяденьку»). По ходу рисования комментарии не допускаются. Если ребенок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать новый рисунок.
Тестирование – предпочтительно индивидуальное. Для дошкольников – исключительно индивидуальное.
Шкала признаков для оценки рисунка содержит 73 пункта. За выполнение каждого пункта начисляется 1 балл, за несоответствие критерию – 0 баллов. В итоге подсчитывается суммарная оценка.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ (ПРИЗНАКИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ)
1. Голова. Засчитывается любое достаточно ясное изображение головы независимо от формы (окружность, неправильная окружность, овал). Черты лица, не обведенные контуром головы, не засчитываются.
2. Шея. Засчитывается любое ясное изображение данной части тела, отличной от головы и туловища. Прямое сочленение головы и туловища не засчитывается.
3. Шея; два измерения. Очертание шеи, не прерываясь, переходит в очертания головы, туловища или того или другого одновременно. Линия шеи должна плавно переходить в линию головы или туловища. Изображение шеи в виде одной линии или «столбика» между головой и туловищем не засчитывается.
4. Глаза. Нарисован хотя бы один глаз; любой способ изображения признается удовлетворительным. Засчитывается даже единственная неопределенная черточка, иногда встречающаяся в рисунках совсем маленьких детей.
5. Детали глаза, брови, ресницы. Показаны брови или ресницы, или то и другое одновременно.
6. Детали глаза: зрачок. Любое явное указание на зрачок или радужную оболочку, помимо контура глаза. Если показаны два глаза, должны присутствовать оба признака.
7. Детали глаза: пропорции. Размер глаза по горизонтали должен превосходить размер по вертикали. Это требование должно быть соблюдено в изображении обоих глаз, но если нарисован только один глаз, то достаточно и этого. Иногда в профильных рисунках высокого уровня глаз показан с учетом перспективы. В таких рисунках засчитывается любая треугольная форма.
8. Детали глаза: взгляд. Анфас: глаза явно «смотрят». Не должно быть ни конвергенции, ни дивергенции зрачков ни по горизонтали, ни по вертикали.
Заключение:
В данной дипломной работе были реализованы следующие цели:
1. Провести теоретический анализ модернизации учебного процесса на основе применения новых информационных технологий.
2. Провести экспериментальное исследование влияния компьютерных технологий на развитие мышления учащегося.
Были реализованы следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной тематике.
2. Провести вводное рассмотрение феноменологии учебного процесса.
3. Выявить специфику модернизации учебного процесса на основе применения новых информационных технологий.
4. Провести экспериментальное исследование влияния компьютерных технологий на развитие мышления учащегося.
5. В заключение сформулировать итоговые выводы и рекомендации по тематике данного дипломного исследования.
Предметом исследования выступило влияние фактора использования компьютерных технологий обучения на развитие мышления детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования были 50 детей младшего школьного возраста, разделённых по итогам анализа личных дел на две численно эквивалентных группы в зависимости от наличия фактора использования компьютерных технологий обучения - 25 младших школьников, в ходе учебного процесса которых используются компьютерные технологии обучения, группа II – 25 младших школьников, в ходе учебного процесса которых не используются компьютерные технологии обучения.
Нами была доказана гипотеза о том, что у младших школьников, в ходе учебного процесса которых используются компьютерные технологии обучения, уровень развития мышления будет выше по сравнению с младшими школьниками, в ходе учебного процесса которых не используются компьютерные технологии обучения.
И в заключение, подводя итоги и формулируя выводы, необходимо отметить, что учебный процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами учебного процесса. В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Привнесение в педагогические ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача. Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса.