Введение:
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания педагогов, социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее - девиациях. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Социальная норма, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций.
Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правильную работу человеческой машины».
Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом.
Глава 2:
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в современной жизни существует множество ситуаций, в которых один человек или группа влияет на другого, его поведение, мысли, чувства. Форма, глубина и степень такого влияния очень разнообразны, отличаются и возможности в противостоянии такому влиянию.
При этом следует отметить, что подростки наиболее подвержены социальному влиянию. Это объясняется тем, что отрочество – это период, когда ломаются прежние представления о смысле жизни, происходит становлении качественных образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов. Меняется содержание морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. Важно и то, что ведущей деятельностью у подростков является общение. А процесс обучения – это самый «привычный» способ устанавливать отношения с другими людьми, оказывать влияние, принимать его и противостоять ему.
В то же время статистика свидетельствует о огромном количестве неформальных групп, реализующих своё влияние на подростковую возрастную страту. И необходимо выявить, какая часть подростковой субкультуры наиболее подвержена риску попадания в девиантные неформальные молодёжные группы.
Потому данная тематика представляется крайне актуальной для данного дипломного исследования.
Предмет исследования: потребность во внутригрупповом общении у подростков входящих в просоциальную, асоциальную и антисоциальную (девиантную) неформальную подростковые группы.
Объект исследования: дети подросткового возраста, разделённые на основе вхождения в просоциальную, асоциальную и антисоциальную (девиантную) неформальную подростковые группы.
Цель: провести практическое исследование, направленное на выявление взаимосвязи между уровнем потребности в общении подростка и вхождением его в неформальные группы различной направленности.
Задачи исследования:
Заключение:
И в заключение необходимо отметить, что поскольку любое девиантное поведение – это отклонение от общепризнанной, неоднократно проверенной практикой нормы поведения, оно всегда несет в себе элемент непредсказуемости, неизвестности, возможной опасности. Поэтому девиация и риск – стороны одной медали, социальной мутации. Состояние риска – своего рода граница, черта, разделяющая хаос и порядок, инновацию и устоявшуюся нормативно-ролевую форму поведения. Чем меньше риск, тем вероятностнее действие индивида, более предсказуемо поведение системы в целом.
Особенность сегодняшнего времени – возрастание числа лиц, вынужденных рисковать, ибо усложнение социальной реальности увеличивает количество неизвестных ситуаций. Современные разработки в области социальной психологии свидетельствуют, что девиантное поведение все больше в своей основе становится рациональным. Основное отличие девиантов, сознательно идущих на риск, от авантюристов – опора на профессионализм, вера не в судьбу и случай, а в знания и осознанный выбор – творческую интуицию. Именно целерациональные действия индивидов определяют социальное развитие. Можно предположить, что в условиях стабильного общества для субъекта действия ценностью является преднамеренный риск как процесс (психологическая сторона действия); в условиях разбалансированного – преднамеренный риск как цель (энергетическая и социальная сторона действия). На этапе рождения инновации большое значение имеет профессионализм и знания девианта, способность к концентрации психической энергии, на этапе ее реализации – его биологический потенциал (информационно-энергетический код, темперамент) и характер.