Дипломная по теме: Анализ педагогических проблем работы с людьми девиантного поведения

Название работы: Анализ педагогических проблем работы с людьми девиантного поведения

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

74 стр.

Год сдачи:

2001 г.

Содержание:

Введение 3

Глава I. Теоретический анализ психолого – педагогической категории девиантного поведения 6

1.1. История исследования 6

1.2. Содержание понятия «девиантное поведение» 7

1.3. Причины девиации 10

1.4. Особенности исследования отдельных форм отклоняющегося поведения 13

1.4.1. Преступность 13

1.4.2. Алкоголизм 15

1.4.3. Наркомания 19

1.4.4. Суицид 21

1.4.5. Проституция 24

1.5. Психолого-педагогическая сущность социально-педагогической коррекции. 25

1.6. Роль педагогической работы в профилактике и коррекции девиантного поведения 31

Глава II. Алгоритм практического разрешения педагогических проблем работы с людьми девиантного поведения 37

2.1. Педагогическая коррекция девиантного поведения в условиях учебно-воспитательного учреждения. 37

2.1.1. Индивидуальный подход к воспитанникам в процессе коррекционной работы с девиантными подростками в условиях коррекционно-реабилитационного центра. 37

2.1.2. Специфика коррекционной работы с девиантными подростками в условиях школы. 40

2.1.3. Специфика коррекционной работы с девиантными подростками в условиях детских молодежных организациях и объединениях. 47

2.2. Экспериментальное исследование влияния принадлежности к девиантной неформальной группе на личность подростка 54

2.2.1. Цели, задачи, гипотезы исследования 54

2.2.2. Организация и методика исследования 55

2.2.3. Результаты и их обсуждение 58

Заключение 60

Список литературы 65

Приложение 70

Выдержка:

Введение:

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания педагогов, социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее - девиациях. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Социальная норма, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций.

Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правильную работу человеческой машины».

Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом.

Глава 2:

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в современной жизни существует множество ситуаций, в которых один человек или группа влияет на другого, его поведение, мысли, чувства. Форма, глубина и степень такого влияния очень разнообразны, отличаются и возможности в противостоянии такому влиянию.

При этом следует отметить, что подростки наиболее подвержены социальному влиянию. Это объясняется тем, что отрочество – это период, когда ломаются прежние представления о смысле жизни, происходит становлении качественных образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов. Меняется содержание морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. Важно и то, что ведущей деятельностью у подростков является общение. А процесс обучения – это самый «привычный» способ устанавливать отношения с другими людьми, оказывать влияние, принимать его и противостоять ему.

В то же время статистика свидетельствует о огромном количестве неформальных групп, реализующих своё влияние на подростковую возрастную страту. И необходимо выявить, какая часть подростковой субкультуры наиболее подвержена риску попадания в девиантные неформальные молодёжные группы.

Потому данная тематика представляется крайне актуальной для данного дипломного исследования.

Предмет исследования: потребность во внутригрупповом общении у подростков входящих в просоциальную, асоциальную и антисоциальную (девиантную) неформальную подростковые группы.

Объект исследования: дети подросткового возраста, разделённые на основе вхождения в просоциальную, асоциальную и антисоциальную (девиантную) неформальную подростковые группы.

Цель: провести практическое исследование, направленное на выявление взаимосвязи между уровнем потребности в общении подростка и вхождением его в неформальные группы различной направленности.

Задачи исследования:

Заключение:

И в заключение необходимо отметить, что поскольку любое девиантное поведение – это отклонение от общепризнанной, неоднократно проверенной практикой нормы поведения, оно всегда несет в себе элемент непредсказуемости, неизвестности, возможной опасности. Поэтому девиация и риск – стороны одной медали, социальной мутации. Состояние риска – своего рода граница, черта, разделяющая хаос и порядок, инновацию и устоявшуюся нормативно-ролевую форму поведения. Чем меньше риск, тем вероятностнее действие индивида, более предсказуемо поведение системы в целом.

Особенность сегодняшнего времени – возрастание числа лиц, вынужденных рисковать, ибо усложнение социальной реальности увеличивает количество неизвестных ситуаций. Современные разработки в области социальной психологии свидетельствуют, что девиантное поведение все больше в своей основе становится рациональным. Основное отличие девиантов, сознательно идущих на риск, от авантюристов – опора на профессионализм, вера не в судьбу и случай, а в знания и осознанный выбор – творческую интуицию. Именно целерациональные действия индивидов определяют социальное развитие. Можно предположить, что в условиях стабильного общества для субъекта действия ценностью является преднамеренный риск как процесс (психологическая сторона действия); в условиях разбалансированного – преднамеренный риск как цель (энергетическая и социальная сторона действия). На этапе рождения инновации большое значение имеет профессионализм и знания девианта, способность к концентрации психической энергии, на этапе ее реализации – его биологический потенциал (информационно-энергетический код, темперамент) и характер.

Похожие работы на данную тему