Введение:
Бизнес и коммерция в Российской Федерации в настоящее время развиваются стремительнее, чем когда – либо. Эти изменения затрагивают абсолютно все стороны жизни общества в целом и сферу здравоохранения в частности. Наряду с государственными лечебно- профилактическими учреждениями появляются все большее число коммерческих организаций, представляющих диагностическую, лечебно-профилактическую и фармацевтическую помощь. При этом услуги медицинских учреждений недоступны абсолютному большенству потенциальных потребителей, а государственные лечебно- профилактические учреждения, действующие в рамках весьма ограниченного бюджетного финансирования не всегда имеют возможность оказания полных фармацевтических услуг. В этих условиях значительно возрастает роль аптечных учреждений в деле оказания качественной и полной лекарственной помощи населению. Есть мнение экспертов ВОЗ о том, что фармацевты должны играть ведущую роль в предоставлении населению информации, консультаций и рекомендаций касающихся лекарств предназначенных для самостоятельного лечения.
Глава 3:
Проведем изучение потребительских предпочтений посетителей аптеки. Опрос посетителей проводился с целью выявления наиболее важных и значимых факторов, которыми руководствуются покупатели при выборе аптеки и того или иного фармпрепарата. Данная информация была необходима для работ по разработке и внедрению рекомендаций по оптимизации работы аптеки ОАО «Татхимфармпрепараты».
Опрос проводился в торговом зале аптеки ОАО «Татхимфармпрепараты» в апреле-мае 2007 г., в часы наибольшего потока посетителей (с 14.00 до 17.00).
Анализ показал, что основными посетителями аптеки являются женщины, доля которых составляет 76% общего количества опрошенных респондентов. Возрастной диапазон посетителей достаточно широк, колеблется от 20 до 60 лет. Основная доля посетителей относится к возрастной категории от 41 до 60 лет, средний возраст посетителя составляет 43 года. Общее распределение клиентов аптеки по возрастным группам представлено на рис. 3.1.
Заключение:
В отличие от большинства других потребительских рынков РФ, фармацевтический рынок уже в период до финансового кризиса 1998 г. характеризовался в высокой степени развитым рынком предложения. В начале нового столетия эта тенденция стала еще более очевидной. Это определяется тем, что помимо отечественных производителей, на российском фармацевтическом рынке действуют основные инновационные компании, а также большое число дженериковых фирм из самых разных стран. Рынок имеет развитую инфраструктуру и, несмотря на продолжающееся динамичное расширение, характеризуется нарастающим уровнем конкуренции. Сложная конкурентная среда повышает роль стратегического маркетинга и заставляет российские компании усиливать маркетинговую ориентацию своей деятельности.
В стратегическом маркетинге аналитико-оценочной составляющей принадлежит ведущая роль, поскольку она создает основу для стратегических решений и операционной маркетинговой деятельности. Она направлена на исследование долгосрочных тенденций в макроэкономической и отраслевой среде, на изучение потребностей и запросов рынка, его потребительской и товарной сегментации, на оценку привлекательности целевых рынков и конкурентоспособности компании и ее продукции. Маркетинговые исследования фармацевтического рынка проводятся с целью получения наиболее полной информации, которая ложится в основу управленческих решений в области маркетинга.
Аналитические исследования являются основными и наиболее часто проводимыми маркетинговыми исследованиями, которые субъекты фармацевтического рынка проводят самостоятельно или с привлечением внешних исследовательских компаний. Этот вид исследований занимает важное место в деятельности не только коммерческих организаций, но и государственных органов законодательной и исполнительной власти, принимающих решения в области регулирования фармацевтического рынка. Аналитические исследования базируются на источниках вторичной информации, которые на фармацевтическом рынке получили широкое развитие и включают, в частности, результаты синдикативных панельных исследований конечных потребителей и других целевых аудиторий фармацевтических компаний, аудиты розничного и госпитального рынка, результаты мониторинга рекламы в СМИ и пр.