Введение:
Развитие человека чаще всего понимается как процесс количественных и качественных изменений его организма, нервной системы и психики. Качественные изменения в ходе развития проявляются, прежде всего, в познавательной сфере. Усложнение структуры интеллекта, переход от непосредственного познания к опосредованному, от нерасчлененного к дифференцированному и затем к обобщенному, становятся реальными благодаря процессу обучения. Он позволяет качественно изменить все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, воображение, мышление.
В начальной школе происходит развитие всех познавательных процессов, но Д.Б. Эльконин, вслед за Л.С. Выготским, считает, что изменения в восприятии, в памяти являются производными от мышления. Именно мышление становится в центр развития в этот период детства, в силу этого развитие восприятия и памяти идет по пути интеллектуализации. Учащиеся используют мыслительные действия при решении задач на восприятие, запоминание и воспроизведение. Благодаря переходу мышления на новую, более высокую ступень происходит перестройка всех остальных психических процессов, память становится мыслящей, а восприятие думающим. Итак, основополагающим в развитии познавательных процессов является развитие мышления школьников. Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте.
Глава 3:
По результатам проведённого исследования были сделаны следующие выводы:
1. В младшем школьном возрасте в процессе обучения в школе активно развиваются все формы мышления.
2. Основным видом мышления у младших школьников остаётся наглядно-образное, процесс обучения в школе способствует его развитию.
3. Активно начинает развивать у младших школьников и словесно- логическое мышление, это связано с тем, что в процессе обучения в начальной школе у детей совершенствуется речь, ребёнок овладевает письменной речью.
4. Благодаря переходу мышления на новую, более высокую ступень происходит перестройка всех остальных психических процессов
4. Таким образом, на основании утверждения о том, что основополагающим в развитии познавательных процессов является развитие мышления школьников можно предположить что в процессе обучения в школе развиваются и совершенствуются все психические познавательные процессы
5. В результате исследования гипотеза о том, что в процессе обучения у младших школьников активно развиваются разные формы мышления подтвердилась.
6. На основании полученных результатов, были разработаны рекомендации по развитию мышления младших школьников.
Заключение:
Венцом эволюционного и исторического развития познавательных процессов человека является его способность мыслить.
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный процесс, характеризующий обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.
Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему. Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, потому что мышление всякий раз , как бы добывает знания, являющиеся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая. Умение найти в новой ситуации общее с прежней, постижение общего в казалось бы разных случаях – важнейшее отличительное свойство мышления. Мышление обнаруживает, открывает в окружающем мире определенные классы предметов и явлений, родственных по тому или иному признаку.
Итак, мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается при этом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом.