Дипломная по теме: Развитие психических познавательных процессов школьников в ходе обучения в школе

Название работы: Развитие психических познавательных процессов школьников в ходе обучения в школе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

63 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

Введение..................................................................................................................2

1 Мышление как познавательный процесс.......................................................5

1.1 Общее понятие мышления ..............................................................................5

1.2 Мысль как единица мышления......................................................................12

1.3 Мышление как процесс...................................................................................16

1.4 Виды мышления...............................................................................................21

2 Психическое развитие младших школьников............................................25

2.1 Общие закономерности развития в младшем школьном возрасте...........25

2.2 Особенности мышления младших школьников...........................................27

3 Исследование развития мышления у младших школьников.................41

3.1 Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента......................41

3.2 Результаты исследования.............................................................................45

3.3 Анализ результатов исследования.................................................................47

3.4 Практические рекомендации по улучшению умственного развития младшего школьника.......................................................................................................48

Заключение.............................................................................................................50

Глоссарий................................................................................................................52

Список использованных источников..................................................................54

Приложение А........................................................................................................59

Приложение Б........................................................................................................60

Приложение В........................................................................................................61

Выдержка:

Введение:

Развитие человека чаще всего понимается как процесс количественных и качественных изменений его организма, нервной системы и психики. Качественные изменения в ходе развития проявляются, прежде всего, в познавательной сфере. Усложнение структуры интеллекта, переход от непосредственного познания к опосредованному, от нерасчлененного к дифференцированному и затем к обобщенному, становятся реальными благодаря процессу обучения. Он позволяет качественно изменить все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, воображение, мышление.

В начальной школе происходит развитие всех познавательных процессов, но Д.Б. Эльконин, вслед за Л.С. Выготским, считает, что изменения в восприятии, в памяти являются производными от мышления. Именно мышление становится в центр развития в этот период детства, в силу этого развитие восприятия и памяти идет по пути интеллектуализации. Учащиеся используют мыслительные действия при решении задач на восприятие, запоминание и воспроизведение. Благодаря переходу мышления на новую, более высокую ступень происходит перестройка всех остальных психических процессов, память становится мыслящей, а восприятие думающим. Итак, основополагающим в развитии познавательных процессов является развитие мышления школьников. Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте.

Глава 3:

По результатам проведённого исследования были сделаны следующие выводы:

1. В младшем школьном возрасте в процессе обучения в школе активно развиваются все формы мышления.

2. Основным видом мышления у младших школьников остаётся наглядно-образное, процесс обучения в школе способствует его развитию.

3. Активно начинает развивать у младших школьников и словесно- логическое мышление, это связано с тем, что в процессе обучения в начальной школе у детей совершенствуется речь, ребёнок овладевает письменной речью.

4. Благодаря переходу мышления на новую, более высокую ступень происходит перестройка всех остальных психических процессов

4. Таким образом, на основании утверждения о том, что основополагающим в развитии познавательных процессов является развитие мышления школьников можно предположить что в процессе обучения в школе развиваются и совершенствуются все психические познавательные процессы

5. В результате исследования гипотеза о том, что в процессе обучения у младших школьников активно развиваются разные формы мышления подтвердилась.

6. На основании полученных результатов, были разработаны рекомендации по развитию мышления младших школьников.

Заключение:

Венцом эволюционного и исторического развития познавательных процессов человека является его способность мыслить.

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный процесс, характеризующий обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.

Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему. Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, потому что мышление всякий раз , как бы добывает знания, являющиеся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая. Умение найти в новой ситуации общее с прежней, постижение общего в казалось бы разных случаях – важнейшее отличительное свойство мышления. Мышление обнаруживает, открывает в окружающем мире определенные классы предметов и явлений, родственных по тому или иному признаку.

Итак, мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается при этом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом.

Похожие работы на данную тему