Введение:
Актуальность исследования. В современной начальной школе происхо¬дит активное обновление целей, содержа¬ния и методов образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» подчеркивается необхо¬димость ориентации образования не толь¬ко на усвоение определенной суммы зна¬ний, но и на развитие личности, познава¬тельных и созидательных способностей.
Именно поэтому одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции, субъектности учащего¬ся в учебном процессе. Ее решение особен¬но актуально для начального звена школь¬ного обучения, поскольку с позиции оте¬чественных психологов (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леон¬тьева, В.В. Рубцова, Д.Б. Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период яв¬ляется ведущей в психическом развитии детей 7–10 лет.
Благодатный детский возраст открыт и вос¬приимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающее обучение - это обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.
Глава 1:
Сегодня существуют раз¬личные классификации самостоятельных ра¬бот. Одни исследователи классифицируют их по целям, другие — по характеру учеб¬ных задач, выполняемых обучаемыми в ходе самостоятельных работ, третьи берут за ос¬нову классификации характер учебной дея¬тельности в процессе решения различных задач, в работах четвертых сделаны попытки создать такую классификацию самостоя¬тельных работ, которая учитывала бы наибо¬лее обобщенные основания.
В соответствии с уровнями само¬стоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся П.И. Пидкасистый выделяет четыре типа самостоятель¬ных работ: воспроизводящие само¬стоятельные работы по образцу, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие [43, с. 357-359]. Каждый из че¬тырех типов имеет свои дидактические цели.
Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в кон¬кретных ситуациях (признаков понятий, фактов и опре¬делений), формирования умений и навыков и их проч¬ного закрепления. Деятельность учеников при выполне¬нии работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоя¬тельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ очень велика. Они формируют фундамент подлинно самостоятельной дея¬тельности ученика. Роль учителя состоит в том, чтобы для каждого ученика определить оптимальный объем ра¬боты. Поспешный переход к самостоятельным работам других типов лишит ученика необходимой базы знаний, умений и навыков. Задержка на работах по образцу — бесполезная трата времени, порождающая скуку и безде¬лье. У школьников пропадает интерес к учению и пред¬мету, наступает торможение в их развитии.