Введение
В развитии творческой личности участвует познавательный интерес, который определяет направленность жизнедеятельности личности- главной составляющей в непрерывном образовании человека. В толковом словаре русского языка под редакцией В.В. Розановой сказано :” Интерес- внимание к тому, что нравится, что кажется важным, то, что служит нуждам и потребностям кого-, чего-нибудь”.[1] Следовательно, каждому учителю необходимо планируя урок продумывать и проектировать его таким образом, чтобы у учащихся был вызван познавательный интерес, который должен поддерживаться от урока к уроку. Состояние же познавательных интересов современных школьников таково, что значительно превалирует доля низкого интереса. Причины этого находят в низком престиже знаний, в отсутствии надежного социального заказа на знания, в плохо материальном обеспечении школы.[26]
Проблема познавательного интереса - одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.
Проблемой активизации познавательной деятельности учащихся занимались следующие ученые: М.Н. Кашин, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, И.Ф. Гербарт, В.С. Ильин, Н.А. Менчинская, М.И. Махмутов, Б.П. Есипов, Г.М. Лебедев, Т.И. Шаламова.
Целью нашего исследования явилось рассмотрение методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках природоведения.
Объектом исследования является процесс обучения природоведению в начальных классах.
Глава 2 Практика активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения
2.1 Обобщение опыта активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения
Учебная деятельность младшего школьника определяется как выраженный в действиях его интерес к овладению глубокими, системными знаниями, которые он сможет реализовать в следующей ступени обучения. В процессе обучения учебная проблема должна использоваться в тесной связи с «проблемной ситуацией», которая является главным средством активизации познавательной деятельности учащихся и управления процессом усвоения новых знаний. Проблемная ситуация – начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность школьника и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.
Основные средства возбуждения внимания учащихся – динамичное ведение занятий с применением разнообразных приемов, организация активности учащихся, живость изложения, переключение учащихся с одного вида деятельности на другой, устранение отвлекающих раздражителей. Очень влияет на характер внимания темп учебной работы. Замедленный темп рассеивает внимание, снижает активность учащихся. Ускоренный темп также неблагоприятен: большинство не успевают следить за мыслью учителя, утомляются, отстают, и реакцией на это также является ослабление и рассеивание внимания. Оптимальный для данной аудитории темп работы определяется учителем эмпирически.
Библиографический список
1. Анастази А. Психологическое тестирование. 2 книга. М., Педагогика, 1982.
2. Ахметгалиев А. Мотивация деятельности на уроках математики // Математика в школе, 1996. № 2. С. 56 – 60.
3. Бабанский Ю. К. Педагогика. М. «Просвещение» 1988 г.
4. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959.
5. Виноградова Н.Ф.Окружающий мир в 1 – 2 классах: Метод. беседы: Кн.для учителя. – 3-е изд.- М.:Просвещение, 2001. – 64с.:ил.
6. Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. М., Просвещение, 1963. С. 5 – 138.
7. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984. С. 220 – 245.
8. Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. А.В. Петровского. М.. Просвещение, 1979. С. 101 – 215.
9. Вопросы психологии познавательной деятельности. М., МГПИ, 1980.
10. Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся // Сов. педагогика. 1966. № 3.
11. Граник Г.Г., Концевая Л.А. Психологические особенности самостоятельной работы школьников с учебником // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания / Отв. ред. И.В. Дубровина, Б.С. Круглов. М., 1984
12. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы: Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. М., 1966.
13. Егорова Л.И. Создание ситуации успеха на уроках. // Математика в школе. 1996. № 6. С. 3 – 5.
14. Замов Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М., 1960.
15. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.
16. Зинченко П.И., Середа Г.К. Непроизвольная память и обучение // Сов. педагогика. 1964. № 12.
17. Ипполитов Ф.В. Память школьника. М., 1978.
18. Калмыкова З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении // Сов. педагогика. 1959. № 7.
19. Кондратенко Труд и талант учителя.
20. Лебедев О. Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся. Л., Знание, 1973. С. 17 – 32.
21. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М., 1985.
22. Маркевич В.В. Игры на свежем воздухе. Мн.:Харвест, 2004. – 112с.
23. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., Просвещение , 1983. С. 5 – 79.
24. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., Знание, 1979. С. 5 – 46.
25. Матлин Е.К. Влияние сходства заучиваемых материалов на их усвоение // Вопросы психологии памяти / Под ред. А.А. Смирнова. М., 1958.