Дипломная по теме: Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения

Название работы: Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

79 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение

Глава 1 Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов как психолого - педагогическая проблема

1.1 Понятие познавательной деятельности и познавательной активности учащихся младшего школьного возраста

1.2 Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся младших классов

1.3 Особенности познавательной деятельности младших школьников

Выводы по главе 1

Глава 2 Практика активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения

2.1 Обобщение опыта активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения

2.2 Игра на уроке природоведения как одно из ведущих средств активизации познавательной деятельности у младших школьников

Выводы по главе 2

Заключение

Библиографический список

Приложение

Выдержка:

Введение

В развитии творческой личности участвует познавательный интерес, который определяет направленность жизнедеятельности личности- главной составляющей в непрерывном образовании человека. В толковом словаре русского языка под редакцией В.В. Розановой сказано :” Интерес- внимание к тому, что нравится, что кажется важным, то, что служит нуждам и потребностям кого-, чего-нибудь”.[1] Следовательно, каждому учителю необходимо планируя урок продумывать и проектировать его таким образом, чтобы у учащихся был вызван познавательный интерес, который должен поддерживаться от урока к уроку. Состояние же познавательных интересов современных школьников таково, что значительно превалирует доля низкого интереса. Причины этого находят в низком престиже знаний, в отсутствии надежного социального заказа на знания, в плохо материальном обеспечении школы.[26]

Проблема познавательного интереса - одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.

Проблемой активизации познавательной деятельности учащихся занимались следующие ученые: М.Н. Кашин, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, И.Ф. Гербарт, В.С. Ильин, Н.А. Менчинская, М.И. Махмутов, Б.П. Есипов, Г.М. Лебедев, Т.И. Шаламова.

Целью нашего исследования явилось рассмотрение методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках природоведения.

Объектом исследования является процесс обучения природоведению в начальных классах.

Глава 2 Практика активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения

2.1 Обобщение опыта активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения

Учебная деятельность младшего школьника определяется как выраженный в действиях его интерес к овладению глубокими, системными знаниями, которые он сможет реализовать в следующей ступени обучения. В процессе обучения учебная проблема должна использоваться в тесной связи с «проблемной ситуацией», которая является главным средством активизации познавательной деятельности учащихся и управления процессом усвоения новых знаний. Проблемная ситуация – начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность школьника и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.

Основные средства возбуждения внимания учащихся – динамичное ведение занятий с применением разнообразных приемов, организация активности учащихся, живость изложения, переключение учащихся с одного вида деятельности на другой, устранение отвлекающих раздражителей. Очень влияет на характер внимания темп учебной работы. Замедленный темп рассеивает внимание, снижает активность учащихся. Ускоренный темп также неблагоприятен: большинство не успевают следить за мыслью учителя, утомляются, отстают, и реакцией на это также является ослабление и рассеивание внимания. Оптимальный для данной аудитории темп работы определяется учителем эмпирически.

Библиографический список

1. Анастази А. Психологическое тестирование. 2 книга. М., Педагогика, 1982.

2. Ахметгалиев А. Мотивация деятельности на уроках математики // Математика в школе, 1996. № 2. С. 56 – 60.

3. Бабанский Ю. К. Педагогика. М. «Просвещение» 1988 г.

4. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959.

5. Виноградова Н.Ф.Окружающий мир в 1 – 2 классах: Метод. беседы: Кн.для учителя. – 3-е изд.- М.:Просвещение, 2001. – 64с.:ил.

6. Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. М., Просвещение, 1963. С. 5 – 138.

7. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984. С. 220 – 245.

8. Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. А.В. Петровского. М.. Просвещение, 1979. С. 101 – 215.

9. Вопросы психологии познавательной деятельности. М., МГПИ, 1980.

10. Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся // Сов. педагогика. 1966. № 3.

11. Граник Г.Г., Концевая Л.А. Психологические особенности самостоятельной работы школьников с учебником // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания / Отв. ред. И.В. Дубровина, Б.С. Круглов. М., 1984

12. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы: Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. М., 1966.

13. Егорова Л.И. Создание ситуации успеха на уроках. // Математика в школе. 1996. № 6. С. 3 – 5.

14. Замов Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М., 1960.

15. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.

16. Зинченко П.И., Середа Г.К. Непроизвольная память и обучение // Сов. педагогика. 1964. № 12.

17. Ипполитов Ф.В. Память школьника. М., 1978.

18. Калмыкова З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении // Сов. педагогика. 1959. № 7.

19. Кондратенко Труд и талант учителя.

20. Лебедев О. Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся. Л., Знание, 1973. С. 17 – 32.

21. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М., 1985.

22. Маркевич В.В. Игры на свежем воздухе. Мн.:Харвест, 2004. – 112с.

23. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., Просвещение , 1983. С. 5 – 79.

24. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., Знание, 1979. С. 5 – 46.

25. Матлин Е.К. Влияние сходства заучиваемых материалов на их усвоение // Вопросы психологии памяти / Под ред. А.А. Смирнова. М., 1958.

Похожие работы на данную тему