Введение:
В развитии творческой личности участвует познавательный интерес, который определяет направленность жизнедеятельности личности- главной составляющей в непрерывном образовании человека. В толковом словаре русского языка под редакцией В.В. Розановой сказано :” Интерес- внимание к тому, что нравится, что кажется важным, то, что служит нуждам и потребностям кого-, чего-нибудь”.[1] Следовательно, каждому учителю необходимо планируя урок продумывать и проектировать его таким образом, чтобы у учащихся был вызван познавательный интерес, который должен поддерживаться от урока к уроку. Состояние же познавательных интересов современных школьников таково, что значительно превалирует доля низкого интереса. Причины этого находят в низком престиже знаний, в отсутствии надежного социального заказа на знания, в плохо материальном обеспечении школы.[26]
Проблема познавательного интереса - одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.
Проблемой активизации познавательной деятельности учащихся занимались следующие ученые: М.Н. Кашин, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, И.Ф. Гербарт, В.С. Ильин, Н.А. Менчинская, М.И. Махмутов, Б.П. Есипов, Г.М. Лебедев, Т.И. Шаламова.
Целью нашего исследования явилось рассмотрение методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках природоведения.
Объектом исследования является процесс обучения природоведению в начальных классах.
Предметом исследования являются средства активизации познавательной деятельности учащихся.
Глава 2:
Основная сюжетная линия: именинник приглашает друзей на день рождения; мама обсуждает с ним меню чайного стола; папа и дедушка помогают составить программу вечера. Приходят гости. Они поздравляют именинника с днем рождения, пьют чай, развлекаются…
Могут быть предложены и другие темы сюжетно-ролевых игр: «На перекрестке» (формирование знаний о правилах поведения на улицах города, правилах дорожного движения); «Мы – дежурные» (развитие навыков хозяйственно-бытового труда и ухода за растениями и животными уголка природы); «Осеннее «собрание» лесных жителей»; «Встреча Весны и Зимы» (уточнение знаний о сезонных изменениях в природе).
В качестве эмоциональных заставок на уроке могут быть использованы «Минутки фантазии», «Веселые минутки», в процессе которых дети решают различные логические задачи, выполняют упражнения на развитие наблюдательности, внимания, сосредоточенности, фантазии. Разгадываются кроссворды и ребусы, лабиринты и чайнворды. Школьники придумывают загадки и веселые истории.
Например, на уроке. Целью которого является развитие знаний о правилах обращения с вещами и предметами, учитель предлагает пофантазировать: «Однажды, когда в доме легли все спать и наступила тишина, разговорились старые кухонные вещи: кастрюли забренчали, застонал самовар, заохал утюг… - все стали вспоминать, какие забавные истории происходили с ними. Давайте послушаем эти рассказы…»
В процессе закрепления знаний о сезонных изменениях в природе можно использовать такую «Минутку фантазии»: «Встретились три брата: Март, Апрель и Май да заспорили – кто из них самый умный и проворный, самый красивый да богатый. Послушаем братьев и попробуем найти правого…»
Таким образом, игре принадлежит большая роль в умственном развитии детей. Во время нее формируются многие положительные качества, интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности.
Заключение:
Как показало наше исследование, проблема активизации познавательной деятельности актуальна на сегодняшний день в современной школе.
1. Ученые по-разному трактуют познавательную деятельность учащихся. Мы придерживаемся того, что под познавательной деятельностью следует понимать организацию действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем.
Выделять три уровня познавательной деятельности: воспроизводящая активность, интерпретирующая активность и творческий. Учитель строит процесс обучения с учетом основных принципов дидактики. Важная роль отводится проблемности обучения.
Активизация учения есть прежде всего организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешения конкретных учебных проблем.
2. К активным методам обучения следует отнести те, которые повышают уровень познавательной активности школьников: метод проблемного обучения, метод алгоритмизированного обучения, метод эвристического обучения, метод исследовательского обучения. К основным принципам организации урока для младших школьников относят игровые формы занятий, конкурсы, максимальное использование наглядного материала, психологический комфорт на уроке, учет межпредметных связей.
3. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учение. Активизация познавательной деятельности младших школьников должна вести к формированию и развитию у них способности к самостоятельному приобретению знаний, творческому применению их познавательной и обобщающей практики.
4. Обобщение опыта педагогов – новаторов используют разнообразные формы и методы работы. Это и проблемные ситуации, моделирование экологических ситуаций, решения задач, подготовка докладов и сообщений и другие. Среди форм: конкурсы – смекалки, КВН, викторины, диспуты, вечера – зачеты, игры, путешествия.
5. Игра является ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте. Игра – это самостоятельная, свободная деятельность, поддерживающая и развивающая активность детей, их инициативу и творчество. Поэтому в организацию урока необходимо включать игровые элименты.