Введение:
Язык является обязательным элементом гуманитарной культуры, важнейшим средством человеческого общения. Знание грамматики языка необходимо для осознания учащимися языковых явлений, формирования их языковой и лингвистической компетенции, коммуникативных умений, совершенствования общей речевой культуры.
Однако развивающие возможности русского языка, в частности синтаксиса, не в полной мере реализуются в современных общеобразовательных учреждениях, и, как следствие, обучающиеся демонстрируют низкий уровень сформированности грамматических умений и навыков.
В теории и практике преподавания русского языка постоянно ведутся поиски путей совершенствования методики изучения синтаксиса, так как в системе грамматических понятий, изучаемых в школе, важнейшее место занимают именно синтаксические понятия. К их числу многие лингвисты (В.В. Виноградов, А.М.Пешковский, Г.А. Золотова, П.А. Лекант, В.В. Бабайцева, Т.П. Ломтев, В.Г. Гак, Т.Е. Шаповалова и др.) и методисты (А.В. Дудников, А.Ю. Купалова, Н.Н. Сергеева, Г.А. Фомичева, М.М. Разумовская и др.) относят, прежде всего, понятие «предложение».
Важнейшим признаком предложения является предикативность, формирующая предложение как «грамматическую единицу языка, которая помогает оформить, выразить и передать мысль» (П.А. Лекант).
Сердцевиной предложения является единство сказуемого и подлежащего – основа предложения.
Глава 3:
У. Прочитайте предложения, записанные на доске. Обратите внимание на подчеркнутые главные члены предложения. Что интересного вы увидели?
Д. В обоих предложениях говорится о Месте и оно является подлежащим. Подлежащее выражено именем существительным.
– Сказуемые в этих предложениях почему-то выражены также существительными.
У. Действительно, мы с вами привыкли к тому, что сказуемое выражается обычно глаголом. Чаще всего так и бывает. Но иногда в роли сказуемого могут выступать имена существительные и прилагательные. В данном случае сказуемое должно состоять из двух слов.
Учитель записывает на доске.
Задумчивое Место есть пустырь.
Задумчивое Место есть библиотека.
– Сказуемое, состоящее из двух слов, называется сложным. Но одно слово пропущено. Это слово есть, и вместо него в предложении стоит тире.
С такими интересными сказуемыми вы познакомитесь подробнее в следующем году на уроках русского языка.
А сейчас попробуем составить и записать предложения, в которых будет говориться о ваших Задумчивых Местах. Не забывайте об оформлении предложения!
Дети выполняют задание. Несколько предложений зачитываются.
Д. Мое Задумчивое Место – это лесная полянка.
– Мое Задумчивое Место – это музыкальная комната.
– Мое Задумчивое Место – это сказочный лес.
– Мое Задумчивое Место – это волшебное кресло.
VII. Творческая работа
У. А чтобы попасть в мое Задумчивое Место, достаточно произнести одно-единственное слово – «книга». Ее я считаю восьмым чудом света.
Потом ученики писали мини-сочинение на тему «Мое Задумчивое Место».
Приведем образцы сочинений детей
Заключение:
Проведенное нами исследование на тему «Главные члены предложения и их изучение в начальной школе» позволило сделать следующие выводы.
Формирование грамматических понятий в начальной школе, в том числе и понятия «главные члены предложения», опирается на психолого-педагогические основы и достижения лингвистики современного русского языка.
В начальных классах учебный материал о предложении изуча¬ется таким образом, что в течение всего года работа над главными членами предложения пронизывает все другие темы, хотя в целом объем син¬таксического материала, изучаемого в I-IV классах, мал.
Так уже в I классе учащиеся согласно программе, учатся различать в пред¬ложении слова, обозначающие, о ком или о чем говорится в пред¬ложении, что говорится. Фактически это означает начало работы над грамматической основой предложения и представляет собой пропедевтику изучения главных членов предложения.