Введение:
Актуальность исследования. Развитие речи не личное дело каждого из нас, а общественная потребность и необходимость. Задача развития речи у учащихся одна из серьезных задач, стоящих перед начальной школой.
Работа по развитию речи учащихся начальных классов многогранна. Одно из ее направлений – написание сочинений разных видов.
Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его.
Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности.
Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.
Вопросы методики развития речи учащих¬ся представлены в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Н.Ф. Бунакова, Е.И. Тихеевой, К.Б. Бархина, М.А. Рыбниковой и др.
Проблеме развития речи посвящены исследования таких современных методистов, как: Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, М.С. Соловейчик, В.И. Капинос, Г.С. Щёголевой и др.
Изучение детской речи и путей ее развития достигло значительного уровня в трудах А.Н. Гвоздева, П.П.Блонского, Т.А. Ладыженской, С.Н. Цейтлин.
Психологическая природа речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А.Леонтьев, Л.В. Щерба).
Совершен¬ствование речи учащихся («Работа над сочинениями») – пре¬дусмотрено программами и реализу¬ется в соответствующих учебниках по русскому языку. Однако на эту работу отводится не¬достаточное количество учебного времени, поэтому учитель в полной мере не может осуществить целена¬правленное обучение умениям созда¬вать текст. Кроме того, работа над сочинениями на уроках русского языка, как правило, подчине¬на изучению текущей темы програм¬мы. И в этом смысле она оправдана, так как дети учатся умелому и умест¬ному употреблению в своей речи при¬лагательных, глаголов, наречий и т.д.
Все сказанное выше подтверждает актуальность избранной нами темы исследования: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе (на материале обучения сочинению)».
Объект исследования - процесс обучения младших школьников
Предмет исследования - развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе (на материале обучения сочинению).
Цель исследования – изучение уровня развития речи младших школьников и проведение экспериментальной работы по развитию речи (на материале обучения сочинению).
Глава 3:
Таким образом, диаграммы 7, 8 и 9 наглядно показывают, что уровень знаний, умений и навыков учащихся 3 класса при написании сочинения значительно возрос, следовательно, уровень развития речи учащихся также стал выше.
Все это подтверждает эффективность проведенной нами работы на формирующем этапе эксперимента. Значит, гипотеза, выдвинута нами в начале исследования, подтвердилась: развитие речи учащихся (на материале обучения сочинению) будет эффективным при условии, если на уроках русского языка систематически и целенаправленно используются разнообразные речевые упражнения.
Развивая речь учащихся на уроках русского языка в начальной школе (на материале обучения сочинению) учителя могут руководствоваться следующими методическими рекомендациями:
В жизни мы идем не от слова к мысли, а от мысли к слову, от ситуации общения, коммуникативной задачи – к высказыванию, уместному в данном случае. Поэтому, ограничивая работу над связной речью только изложения¬ми и сочинениями с языковым задани¬ем, мы не можем подготовить учащихся к тем естественным ситуациям обще¬ния, когда нужно что-то доказать, в чем-то убедить, утешить собеседника, посоветовать и т.д. Человек должен уметь общаться, и этому надо учить.
Нам могут возразить: на всех уро¬ках дети тренируются в умении связно говорить, когда они отвечают на про¬блемные вопросы учителя, пересказы¬вают текст учебника, выступают с со¬общениями и т.д. Но, наверное, многие с нами согласятся в том, что далеко не всегда учитель (и в начальной, и в средней школе) бывает удовлетворен как будто неплохим ответом ученика, который в целом усвоил материал, но «ушел от темы», не выделил главного, излагал материал нелогично, «потерял аргументы» и т.д.
И такие недочеты в ответах учени¬ков не случайны, ведь реализуемая в настоящее время программа по разви¬тию связной речи не дает школьникам необходимых знаний и умений для то¬го, чтобы они могли создавать различ¬ные устные и письменные тексты - в том числе и учебные. Недостаточно предлагать учащимся задания типа:
Кратко перескажи текст пара¬графа...
Почему что-то так произошло...
Сравни то-то с тем-то...
Что общего между тем-то и тем-то и чем они отличаются...
Расскажи(те) о группах того-то и т.д.
Попутно хотелось бы отметить, что глагол «расскажи(те)» в устах учителя требует очень осторожного обраще¬ния. Вместо него более оправданно было бы употреблять глаголы, обозна¬чающие вид учебного текста, который хочет получить учитель: «Опиши...», «Объясни, почему...», «Сравни...», «Дай определение...», «Докажи нам, что...» и т.д. Опытные учителя формулируют установку для класса следующими способами: «Слушаем развернутый (краткий) ответ Н. на тему "Что чувст¬вуют приборы?"»; «Слушаем доказа¬тельство В. на вопрос учебника "Поче¬му надо беречь электроэнергию, хоть она и дешевая?"».
Заключение:
В результате проведенного исследования на тему «Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе (на материале обучения сочинению)» мы пришли к следующим выводам.
Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью.
В начальных классах развитие речи учащихся имеет большое значение, так как успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они овладеют речью: хорошее знание русского языка - ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса. Овладение речью - это способ познания действительности. Школьник лучше расскажет или напишет о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа или сочинения.
Сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания ребенка. Потому что при изложении своих мыслей он приучается концентрировать свои мысли на объекте изучения, анализировать, затем правильно формулирует свои идеи, приходит к какому-нибудь выводу.
Современная система работы по развитию речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме. Для решения данной задачи рекомендуют создавать речевые ситуации, которые максимально приближены к естественным условиям общения. В этом случае повышается речевая активность учащихся, обеспечивается высокая мотивация в обучении.
В системе работы над развитием речи используются разные группы приемов и типов речевых упражнений, включающих словарную работу, работу над словосочетанием и предложением, логическую работу и носящих тренировочный характер. Используются разнообразные виды сочинений (сочинение по наблюдениям, по рисунку или серии рисунков и др.)
В нашей работе была проанализирована методическая, литературоведческая литература, труды выдающихся педагогов и психологов, детские работы. Были определены наиболее содержательные приемы обучения сочинению.
Анализ проведенной экспериментальной работы на уроках русского языка показал, что использование различных типов речевых упражнений и словарной работы развивают речевую деятельность учащихся, обогащают словарный запас. Сочинения учащихся становятся более выразительными и эмоциональными. Таким образом, гипотеза, выдвинута нами в начале исследования, подтвердилась: развитие речи учащихся (на материале обучения сочинению) будет эффективным при условии, если на уроках русского языка систематически и целенаправленно используются разнообразные речевые упражнения.
При определении задач урока часто встречается фраза: "Развивать устную и письменную речь учащихся". Важно избегать формализма при решении этой задачи, надо научить детей грамотно излагать свои мысли, красиво говорить и писать сочинения. Совершенствуя речь учащихся, большое внимание следует обращать на такие факты, как логика, точность, ясность, выразительность и правильность речи. Точность речи предполагает умение ученика не только умело передать факты наблюдения, но и найти наилучшие языковые средства. Из этих требований вытекает и совершенствование культуры речи.