Введение:
Негативные тенденции затронули и военные образовательные учреждения высшего профессионального образования, в них практически прекращен процесс обновления учебно-материальной базы, сложилось много проблем. Система обучения значительно не меняется, в ней преобладает тенденция усвоения комплекса знаний, определенных программой, крайне мало внимания уделяется развитию необходимых выпускнику ВВУЗа специальных знаний, практических навыков управления подразделением и необходимых качеств личности будущего офицера. Подготовка военных специалистов происходит нередко без учета изменившейся ситуации, новых задач, стоящих перед выпускниками ВВУЗа, курсанты получают огромное количество информации, которая им в процессе дальнейшей службы не всегда может понадобится.
В настоящее время остро стоит необходимость совершенствования профессиональной подготовки офицеров, реформирования высшей военной школы, с целью комплектования войск специалистами, способными в сложных современных условиях умело руководить подразделением, завоевать доверие и авторитет у личного состава, быть неформальными лидерами своих коллективов.
Изучение служебной практики выпускников показывает, что формальные функции командира-руководителя офицеры выполняет. Однако через год-два службы многие приходят к пониманию необходимости овладения навыками не только формального, но и неформального лидерства в воинском коллективе, обеспечивающего дополнительные возможности влияния на подчиненных.
Глава 2:
Где:
Vk – частоты результатов наблюдений, сделанных после эксперимента
Pk – частоты результатов до эксперимента
M - общее число групп
Получили:
X 2 = (10-11) 2 /11 + (3-5) 2 /5+ (12-9) 2 /9 = 5,07
Полученное значение больше соответствующего табличного значения m-1=2 степеней свободы, составляющего 5,06 при вероятности меньше чем 0,05, следовательно, гипотеза о значимых изменениях в данном качестве личности по изучаемому контингенту верна.
Методика Т.Лири. «Межличностные отношения».
В данной методике проанализируем расчет по баллам и количеством ответов. Авторитарный тип отношений увеличился на 6 человек (5 курс – 11 чел, 1 -5 чел), эгоистичный уменьшился на 2 человека (5 курс – 7 чел, 1 -9 чел), агрессивный уменьшился на 2 (5 курс – 4 чел, 1 -2 чел), подозрительный тип уменьшился на 4 (5 курс –1 чел, 1 -5 чел), подчиняемый тип уменьшился на 1 (5 курс – 5 чел, 1 -6 чел).
Зависимый тип не изменился (5 курс – 3 чел, 1 - 3 чел), дружелюбный тип уменьшился на 4 человека (5 курс – 11 чел, 1 - 15 чел), альтруистичный увеличился на 1 человека (5 курс –6чел, 1 - 5 чел). Т.е. максимально увеличился авторитарный тип отношений.
Проведём анализ поставленной гипотезы по данному показателю методом
X 2«хи-квадрат критерий».
Заключение:
Эффективное лидерство командира способно обеспечить организационное выживание в условиях современного боя. Для него характерны энергичность и новаторство, чуткость к но¬вым идеям и информации, готовность учитывать мнение других, способность логически анализировать реалистичность и перспективность идеи, быстрое принятие решений и практической реализа¬ции новшеств, умение широко видеть ситуации и работать с людьми. Критерием эффективности руководства является сте¬пень авторитета руководителя. Выделяют три формы авто¬ритета руководителя: 1) формальный авторитет; обуслов¬лен тем набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю, занимаемый им пост. Формальный, должнос¬тной авторитет руководителя способен обеспечить не более 65% влияния руководителя на своих подчиненных, 100% отдачу от работника руководитель может получить, лишь опираясь еще дополнительно и на свой психологический авторитет, который состоит из 2) морального и 3) функци¬онального авторитета.