ВВЕДЕНИЕ
Изменения общественной жизни в нашей стране на современном, переходном этапе его развития неизбежно оказывают влияние на практические государственные и общественные институты, и в том числе на органы государственной безопасности и Вооруженные силы в целом. Это может быть связано с крайне плохим финансированием армии, с сокращением обеспечения новыми видами оружия и техники, в следствии чего происходит массовое сокращение численности Вооруженных сил. Сегодня наблюдаются негативные процессы, связанные с правовым нигилизмом, негативным отношением общества к военной службе. Все больше времени военнослужащие затрачивают на обеспечение элементарных бытовых условий прохождения военной службы, что сокращает время на подготовку к служебно-боевой деятельности, снижает уровень воинской дисциплины. Все это вносит дополнительные трудности в управленческую деятельность офицерского состава.
Негативные тенденции затронули и военные образовательные учреждения высшего профессионального образования, в них практически прекращен процесс обновления учебно-материальной базы, сложилось много проблем. Система обучения значительно не меняется, в ней преобладает тенденция усвоения комплекса знаний, определенных программой, крайне мало внимания уделяется развитию необходимых выпускнику ВВУЗа специальных знаний, практических навыков управления подразделением и необходимых качеств личности будущего офицера. Подготовка военных специалистов происходит нередко без учета изменившейся ситуации, новых задач, стоящих перед выпускниками ВВУЗа, курсанты получают огромное количество информации, которая им в процессе дальнейшей службы не всегда может понадобится.
В настоящее время остро стоит необходимость совершенствования профессиональной подготовки офицеров, реформирования высшей военной школы, с целью комплектования войск специалистами, способными в сложных современных условиях умело руководить подразделением, завоевать доверие и авторитет у личного состава, быть неформальными лидерами своих коллективов.
Изучение служебной практики выпускников показывает, что формальные функции командира-руководителя офицеры выполняет. Однако через год-два службы многие приходят к пониманию необходимости овладения навыками не только формального, но и неформального лидерства в воинском коллективе, обеспечивающего дополнительные возможности влияния на подчиненных. Возникает противоречие между потребностью общества и государства в высокопрофессиональных кадрах, способных управлять подразделением, быть лидерами своих коллективов, и реальным уровнем профессионально-личностной подготовки будущих офицеров к служебно-боевой деятельности.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что каждый выпускник военного вуза потенциально готов к роли официального руководителя воинского коллектива, к исполнению определенных, юридически закрепленных в руководящих доку¬ментах обязанностей. Но фактическое положение дел в силовых структурах, ежедневно возникающие проблемы во взаимоотношениях между военнослужащими, на¬конец, постоянные поиски путей повышения боеготовности и боеспособности подразделений на всех уровнях военной системы указывают на наличие нерешенных проблем в подготовке будущих офицеров .
ГЛАВА2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ.
2.1 Организация и методы исследования.
1. Цель исследования -рассмотреть особенности формирования лидерских качеств у курсантов первого и последнего года обучения военного ВУЗа.
2. Задачи исследования :
- Проанализировать процесс формирования лидерских качеств в различных возрастных группах воинского коллектива.
- Провести психологический эксперимент по выявлению лидерских качеств по выбранным методикам.
- Сформулировать практические рекомендации по результатам поставленного эксперимента.
3. Предмет исследования - психологические условия формирования качеств лидера в ВУЗе. Структура лидерских качеств и динамика их развития.
4. Объект исследования - курсанты военного ВУЗа, в возрасте от 18 до 25 лет. Всего 50 человек.
5. Гипотеза – в течение обучения у курсантов военных ВУЗов происходит формирование и дальнейшее развитие лидерских качеств, способствующих эффективному руководству воинским коллективом.
6. Методы - Методика Шуберта, методика Элерса, методика Ильина, методика Ротера, методика Лири, методика КОС (коммуникативные и организационные способности).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. МГУ. - 1990.
2. Брендель С., Шпиклис Ю. Психологический тренинг коллектива. М„ Мир, - 1984.
3. Вудкок М„ Фрэнсис. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.
4. Громова 0. Н. Конфликтология. М„ 1993.
5. Донцов А. И. Психология коллектива. МГУ, 1984.
6. Дизель П. М., Мак—Кинли Раньян. Поведение чело¬века в организации. М., 1993.
7. Западная социальная психология в поисках новой парадигмы. М„ ИНИОН, 1993.
8. Зимичев А. М. Психология политической борьбы. СПб., 1993.
9. Исаев М. Ю., Хмелевский В. Н. Психотерапевти¬ческая помощь коллективу. Красноярск, 1992.
10. Каверин С. Б. Психология и политика. Тамбов, 1992.
11. Кричевский Р. Л, Дубовская Е.М. Психология ма¬лой группы. МГУ, 1991.
12. Кричевский Р. Л. Если вы - руководитель. М., 1993.
13. Минделл А. Лидер как мастер единоборства Ч. 1, 2. М„ 1993.
14. Паркинсон С. Н. Как преуспеть в бизнесе. Тула, 1992.
15. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Кол¬лектив. М., 1992.
16. Платонов Ю. П. Психология коллективной дея¬тельности. ЛГУ, 1990.
17. Проблемы развития личности и коллектива. Ро¬стов н/Д., 1986.
18. Социально-психологические методы практической работы, в коллективе: диагностика и воздействие. М„ 1990.
19. Утюжанин А. П., Устюмов Ю. А. Социально-психо¬логические аспекты, управления коллективом. М, 1993.
20. Швалъбе Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. М., 1993.