ВВЕДЕНИЕ
Изменения общественной жизни в нашей стране на современном, переходном этапе его развития неизбежно оказывают влияние на практические государственные и общественные институты, и в том числе на органы государственной безопасности и Вооруженные силы в целом. Это может быть связано с крайне плохим финансированием армии, с сокращением обеспечения новыми видами оружия и техники, в следствии чего происходит массовое сокращение численности Вооруженных сил. Сегодня наблюдаются негативные процессы, связанные с правовым нигилизмом, негативным отношением общества к военной службе. Все больше времени военнослужащие затрачивают на обеспечение элементарных бытовых условий прохождения военной службы, что сокращает время на подготовку к служебно-боевой деятельности, снижает уровень воинской дисциплины. Все это вносит дополнительные трудности в управленческую деятельность офицерского состава.
Негативные тенденции затронули и военные образовательные учреждения высшего профессионального образования, в них практически прекращен процесс обновления учебно-материальной базы, сложилось много проблем. Система обучения значительно не меняется, в ней преобладает тенденция усвоения комплекса знаний, определенных программой, крайне мало внимания уделяется развитию необходимых выпускнику ВВУЗа специальных знаний, практических навыков управления подразделением и необходимых качеств личности будущего офицера. Подготовка военных специалистов происходит нередко без учета изменившейся ситуации, новых задач, стоящих перед выпускниками ВВУЗа, курсанты получают огромное количество информации, которая им в процессе дальнейшей службы не всегда может понадобится.
В настоящее время остро стоит необходимость совершенствования профессиональной подготовки офицеров, реформирования высшей военной школы, с целью комплектования войск специалистами, способными в сложных современных условиях умело руководить подразделением, завоевать доверие и авторитет у личного состава, быть неформальными лидерами своих коллективов.
Изучение служебной практики выпускников показывает, что формальные функции командира-руководителя офицеры выполняет. Однако через год-два службы многие приходят к пониманию необходимости овладения навыками не только формального, но и неформального лидерства в воинском коллективе, обеспечивающего дополнительные возможности влияния на подчиненных. Возникает противоречие между потребностью общества и государства в высокопрофессиональных кадрах, способных управлять подразделением, быть лидерами своих коллективов, и реальным уровнем профессионально-личностной подготовки будущих офицеров к служебно-боевой деятельности.
ГЛАВА2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ.
2.1 Организация и методы исследования.
1. Цель исследования -рассмотреть особенности формирования лидерских качеств у курсантов первого и последнего года обучения военного ВУЗа.
2. Задачи исследования :
- Проанализировать процесс формирования лидерских качеств в различных возрастных группах воинского коллектива.
- Провести психологический эксперимент по выявлению лидерских качеств по выбранным методикам.
- Сформулировать практические рекомендации по результатам поставленного эксперимента.
3. Предмет исследования - психологические условия формирования качеств лидера в ВУЗе. Структура лидерских качеств и динамика их развития.
4. Объект исследования - курсанты военного ВУЗа, в возрасте от 18 до 25 лет. Всего 50 человек.
5. Гипотеза – в течение обучения у курсантов военных ВУЗов происходит формирование и дальнейшее развитие лидерских качеств, способствующих эффективному руководству воинским коллективом.
6. Методы - Методика Шуберта, методика Элерса, методика Ильина, методика Ротера, методика Лири, методика КОС (коммуникативные и организационные способности).
В работе были использованы следующие методики:
Методика Шуберта. Согласно методики Шуберта, оцениваются такое качество личности как готовность к риску. Мы использовали данную методику в связи с тем, что опросник Шуберта наиболее полно способен отражать такое качество личности как готовность к риску достаточно часто встречающегося в боевой обстановке и необходимой для подготовки современного офицера. Кроме того, постановка вопросов в опроснике Шуберта и методика оценки результатов отражает особенности личности необходимые при проведении командных действий и отражает комплекс свойств эмоционально волевой устойчивости в различных условиях обстановки, что входит в профессиограмму командира.
Методика Элерса. Методика Элерса направлена на изучение мотивации к успеху. Данную методику мы использовали в связи с тем, что по валидности и надежности она наиболее полно подходит к условиям изучаемого контингента, является простым и оперативным измерительным инструментом. Методика использована также в связи с тем, что она даёт достаточно высокую точность и надёжность результатов, когда требуется оценить мотивацию командира к успеху, что является наиболее необходимым эмоционально-волевым качеством современного офицера. Особый интерес представляет с изучаемой точки зрения сочетание двух взаимосвязанных, но противоположно направленных мотивационных тенденций: стремление к успеху и боязнь неудачи. Данные определённые сочетания этих мотивационных тенденций у человека по их силе создают определённый тип личности и предопределяют разное поведение в экстремальных условиях современного боя.