Дипломная по теме: Исследование профессионального самоопределения выпускников 9-х и 11-х классов 2004 г. образовательных учреждений для детей-сирот

Название работы: Исследование профессионального самоопределения выпускников 9-х и 11-х классов 2004 г. образовательных учреждений для детей-сирот

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Социология

Страниц:

95 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………….. 3

1. Отечественная психология и педагогика о проблемах личностного

и профессионального самоопределения в подростковом возрасте …………… 9

1.1. Подростковый возраст в свете концепции социально-деятельностной сущности личности …………………………………………………………….…. 9

1.2. Разработка проблем профессионального самоопределения детей, оставшихся без попечения родителей, в работах отечественных ученых …..... 15

2. Проблемы социально-трудовой адаптации выпускников

образовательных учреждений для детей-сирот г.Москвы …………………….. 19

3. Данные исследования профессионального самоопределения

выпускников 9-х и 11-х классов 2004 г. образовательных учреждений для детей-сирот ………………………………………………………………………... 27

3.1. Социально-демографические характеристики выборки …………………... 27

3.2. Основные направления предполагаемой профессиональной

деятельности выпускников …………………………………………………….... 30

3.3. Ближайшие профессиональные цели ………………………………..….….. 32

3.4. Средства и пути достижения ближайших профессиональных целей …….… 35

3.5. Мотивы выбора профессии …………………………………………………. 39

3.6. Ориентирование в мире профессионального труда ………………………. 40

3.7. Представления о внешних препятствиях на пути

профессиональной реализации ………………………………………………….. 44

3.8. Наличие альтернативных вариантов профессионального

самоопределения …………………………………………………………………. 45

Выводы ……………………………………………………………………………. 48

Список использованной литературы ……………………………………………. 54

Приложения ………………………………………………………………………. 59

Выдержка:

Введение:

Происходящие в России изменения социального, экономического и нравственно-этического характера, вызывают необходимость нового подхода к проблеме самореализации личности в профессиональной деятельности. Обеспечению высокого уровня профессиональной мобильности человека в современных условиях в значительной степени может содействовать профессиональная ориентация, которая является важным гарантом свободы личности в профессиональном самоопределении, соответствующем не только

потребностям общества, но и ее возможностям и запросам.

Профессиональное самоопределение выступает все более актуальной проблемой как для самой личности, так и для общества. Личность, входя в рынок труда, сталкивается с конкурентной борьбой за место труда. Эта борьба становится все более непримиримой по мере роста безработицы, сопровождающей реформирование отечественной экономики. При этом общей характерной чертой, снижающей конкурентоспособность выпускника школы, является отсутствие у него профессионального и, в значительной степени – социального опыта.

Глава 3:

В профессиональный путь выпускника 9-го или 11-го класса общеобразовательного учреждения для детей-сирот может быть также включен этап, на котором у выпускника по тем или иным внешним или внутренним причинам возникнут временные препятствия на пути достижения ближайших профессиональных целей. Как видно из анализа предыдущего блока результатов, большинство выпускников общеобразовательных учреждений для детей-сирот «предвидит» наличие трудностей при социально-трудовой адаптации в обществе. Таким образом, продуманность выпускниками альтернативных, «запасных» вариантов профессионального самоопределения позволит предотвратить асоциализацию и дезадаптацию выпускника, ведущие, в частности, к закреплению деструктивных форм поведения.

Анализ результатов исследования показывает наличие на данном этапе двух альтернативных стратегий поведения у выпускников общеобразовательных учреждений для детей-сирот: подготовка к следующей попытке поступления в средние, специальные и высшие учебные заведения (38 % от общего количества выборов) и поиск и трудоустройство на временную или постоянную работу (26 % от общего количества выборов) (см. Приложение I, диаг. 24, 25). Нужно отметить, что только около 20 % выпускников собирается совмещать подготовку к поступлению в учебные заведения и устройство на работу. Возможно, остальные респонденты, сосредоточившиеся на учебе, представлены в большей степени выпускниками 9-х классов, перед которыми с меньшей актуальностью стоят проблемы материального и бытового самообеспечения.

Заключение:

Существующая сегодня практика социально-трудовой адаптации базируется на придании основного (если не исключительного) внимания в процессе трудовой подготовки воспитанников привитию предметно-ориентированных навыков, «технологической» стороне той или иной профессии или рода деятельности. В то время как понятие социально-трудовой адаптации включает в себя не только и даже не столько профессиональную подготовку и получение трудовых навыков, сколько формирование, с одной стороны, опыта трудовых отношений, строящихся на заинтересованности, ответственности и коллективном взаимодействии, и с другой стороны, именно «социализацию» молодого человека, если под последней понимать способности и умение жить в современном обществе, управлять своей социальной траекторией и деловой карьерой, а также уметь формировать замысел и оптимизировать пути его реализации. Именно этот момент проектной логики, задающий социально-трудовое проектирование как таковое, обычно и выпадает из процесса трудовой подготовки детей-сирот, сводящейся, как уже указывалось, к передаче навыков простого «преобразования» окружающих предметов, что само по себе не обеспечивает способности молодого человека жить и работать в социально-экономической действительности.

Похожие работы на данную тему