Введение ………………………………………………………………………….. 3
1. Отечественная психология и педагогика о проблемах личностного
и профессионального самоопределения в подростковом возрасте …………… 9
1.1. Подростковый возраст в свете концепции социально-деятельностной сущности личности …………………………………………………………….…. 9
1.2. Разработка проблем профессионального самоопределения детей, оставшихся без попечения родителей, в работах отечественных ученых …..... 15
2. Проблемы социально-трудовой адаптации выпускников
образовательных учреждений для детей-сирот г.Москвы …………………….. 19
3. Данные исследования профессионального самоопределения
выпускников 9-х и 11-х классов 2004 г. образовательных учреждений для детей-сирот ………………………………………………………………………... 27
3.1. Социально-демографические характеристики выборки …………………... 27
3.2. Основные направления предполагаемой профессиональной
деятельности выпускников …………………………………………………….... 30
3.3. Ближайшие профессиональные цели ………………………………..….….. 32
3.4. Средства и пути достижения ближайших профессиональных целей …….… 35
3.5. Мотивы выбора профессии …………………………………………………. 39
3.6. Ориентирование в мире профессионального труда ………………………. 40
3.7. Представления о внешних препятствиях на пути
профессиональной реализации ………………………………………………….. 44
3.8. Наличие альтернативных вариантов профессионального
самоопределения …………………………………………………………………. 45
Выводы ……………………………………………………………………………. 48
Список использованной литературы ……………………………………………. 54
Приложения ………………………………………………………………………. 59