Введение:
Бухгалтерский учет формирует полную и достоверную информацию о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия; обеспечивает контроль за наличием и движением имущества и рациональным использованием производственных резервов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами, сметами; выявляет внутрипроизводственные резервы и оценивает фактическое их использование.
В рыночных условиях каждая организация имеет хозяйственные связи с другими предприятиями, учреждениями. Хозяйственные связи – необходимое условие деятельности организации, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции.
Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно – материальных ценностей, работ или услуг, а другое – их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком.
Четкая организация расчетов способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств, своевременному поступлению денежных средств, а следовательно, эффективной работе организации.
Учет денежных, расчетных и кредитных операций по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета предприятий, он должен обеспечивать оперативный контроль движения денежных средств и расчетов на предприятии.
Актуальность этих вопросов обуславливает актуальность выбранной темы дипломной работы.
Цель дипломной работы – дать наиболее полное представление об объектах учета движения денежных средств в организации, установить их достоверность и хозяйственную целесообразность, аудита денежных средств.
Для раскрытия поставленной цели решаются следующие задачи учета денежных средств:
- изучить теоретические основы учета денежных средств;
- исследовать учет и контроль наличия движения денежных средств в кассе и на счетах в учреждениях банков;
- изучить своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
- проанализировать учет и контроль наличия и движения подотчетных сумм.
Объектом исследования избрано муниципальное унитарное предприятие «Электрические сети».
Глава 3:
Во всех случаях аудитор должен подготовить и предоставить руководителю письменный отчет по результатам проведения аудита. По ходу проведения проверки аудитор может готовить и передавать в устном или письменном виде промежуточную информацию. Данные, содержащиеся в письменном отчете аудитора, необходимы руководству для того, чтобы иметь представление о тех недостатках в учетных записях и бухгалтерских регистрах, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности. Целью письменного отчета является доведение до заказчика сведений о методах, использованных при проведении проверки, о всех отмеченных аудитором ошибках, нарушениях, неточностях, о том, какие меры должны быть приняты для устранения отмеченных недостатках, об основных результатах аудиторской проверки (содержатся или нет существенные ошибки в бухгалтерской отчетности, осуществлялись финансово-хозяйственные операции в соответствии с установленным порядком или же с существенным отклонением от него).
Составляется отчет на основе информации, собранной аудитором в ходе планирования аудита и осуществления аудиторской проверки в своей рабочей документации.
Согласно требованиям федерального стандарта «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита» и по сложившейся практике в отчете должно быть представлено следующее:
- реквизиты аудиторской организации;
- реквизиты проверяемой организации;
- указание проверяемого периода времени;
- результаты оценок, осуществленных в процессе планирования аудита;
- описание использованных аудиторских процедур;
- выявленные в ходе планирования и осуществления проверки недостатки в организации бухгалтерского учета и в системе внутреннего контроля, ошибки и нарушения при осуществлении финансово-хозяйственных операций;
- рекомендации и предложения по устранению выявленных ошибок и нарушений;
- анализ выполнения рекомендаций аудитора, высказанных в письменной информации по результатам проверки предшествующего периода;
- анализ влияния высказанных аудитором замечаний на достоверность бухгалтерской отчетности и аргументация причин, обуславливающих подготовку аудиторского заключения данного вида (безусловно-положительного, условно-положительного, отрицательного, отказа от выражения мнения) [25, с.349].
На предприятии МУП «Электрические сети»был проведен инициативный аудит по специальному аудиторскому заданию. В этом случае не проводился аудит всей бухгалтерской отчетности предприятия, а только ее части, связанной с денежными операциями.
Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица, составленным в соответствии с правилом (стандартом) «Аудиторское заключение», (утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002г.) и содержащим выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Заключение:
В организации в условиях рыночных отношений имеются хозяйственные связи с другими предприятиями и учреждениями. Четкая организация между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременному поступлению денежных средств, а, следовательно, эффективной работе организации. В процессе написания дипломной работы была сделана попытка “проанализировать” цели, стоящие перед учетом денежных средств в организации, и задачи которые должен выполнять бухгалтерский учет.
У МУП «Электрические сети» возникают взаимоотношения с персоналом предприятия, что влечет за собой расчеты с работниками, с органами социального обеспечения и другими организациями и лицами. Все эти расчеты осуществляются в денежной форме. Между предприятиями расчеты проводятся безналично. При этом посредниками выступают учреждения банков.
В работе была описана методика ведения бухгалтерского учета операций по счету 51 «Расчетный счет», 50 «Касса» и 71 «Расчеты с подотчетными лицами. Была перечислена нормативная, первичная документация, приведены примеры движения денежных средств.
Для приема, хранения и расходования наличных денежных средств организация имеет кассу. Для ведения кассовых операций в штате организации предусмотрена должность кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность всех принимаемых им ценностей. В МУП «Электрические сети» должность кассира занимает Шумилова Вера Ивановна.
Наличные средства в кассу организации поступают от реализации электроэнергии, оказания услуг, возврата неиспользованной подотчетной суммы. Все поступления оформляются приходным кассовым ордером (форма № КО-1). В МУП «Электрические сети» наличные денежные средства используются на выдачу заработной платы, командировочные и хозяйственные расходы. Выдачи наличных денег производится по расходным кассовым ордерам (форма № КО-2).
Кассовые операции оформляются типовыми формами первичной учетной документацией, которые утверждаются Госкомстатом РФ по согласованию с ЦБ РФ и Министерством финансов РФ.
Все поступления и выдачи наличных денег организации учитываются в кассовой книге, которая ведется автоматизировано.
Для учета наличия и движения денежных средств в кассе организации используется активный счет 50 «Касса». Сальдо счета указывает суммы свободных денег в кассе организации на начало месяца, а оборот по дебету – суммы поступившие наличными в кассу, а кредиту – сумму, выданные наличными.
Регистрами учета денежных средств синтетического учета служат: журналы ордера, главная книга. Журналы ордера построены по кредитовому признаку. Записи хозяйственных операций заносятся в журнал – ордере в хронологическом порядке в разрезе синтетических счетов.
МУП «Электрические сети» имеет один расчетный счет.
На расчетном счете сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную электроэнергию, оказанные услуги.
Синтетический учет операций по расчетному счету бухгалтерия организация ведет на счете 51 «Расчетный счет». Это активный счет, по дебету которого записывается остаток свободных денежных средств организации на начало месяца, поступления наличных денег из кассы организации, денежные средства зачисленные от покупателей мебели, заказчиков. По кредиту этого счета отражаются денежные средства в погашение задолженности организации поставщикам электроэнергии, подрядчикам за выполненные работы, бюджету, органам социального страхования и прочим кредиторам.