Введение:
Актуальность, цели и задачи данной аттестационной работы определяются следую-щими положениями.
Серьезный кризис мировой экономики к началу 1930-х годов положил конец филосо-фии бизнеса, основанной на том, что можно продать все, что можно произвести. Западные предприниматели на собственном опыте убедились, что необходим переход на новую фило-софию бизнеса, основанную на комплексном изучении и прогнозировании рынка, производ-ству продукции с учетом рыночного спроса и продвижения товаров и услуг потребителю. Эта философия получила название маркетинга, который стал составной частью системы управления предприятием .
На некоторых российских предприятиях, которые десятилетиями привыкли жить в условиях планового хозяйства и не знали настоящих кризисов перепроизводства и конкурен-ции, да и вообще проблем со сбытом, до настоящее время присутствовали только отдельные элементы маркетинга по большинству продуктов, товаров и направлениям деятельности.
Отдельные руководители предприятий до сих пор считают, что маркетинг – это мод-ное западное слово, и убеждены в бесполезности маркетинговых служб в российских усло-виях. Часто маркетинг подменяется рекламой и сбытом, что также не приносит большего эффекта. Но даже на тех предприятиях, где руководители осознают необходимость марке-тинга, его эффективность снижается из-за организационно-методических недоработок кон-цепции маркетингового управления предприятием . В связи с этим, функции маркетинга хаотично перемешаны и совершенно нелогично разбросаны по структурным подразделениям предприятия, занимающихся сбытом, коммерцией и непосредственно маркетингом. Как пра-вило, властвует принцип: «маркетингом могут, должны и занимаются все подразделения, ко-торые имеют связь с клиентами», то есть подразделения сбыта, рекламы, коммерции, ассор-тиментные подразделения и т.п.
В то же время, отечественные предприятия, производящие определенную продукцию, в частности, исследуемой в данной аттестационной работе предприятия, производящее сухие строительные смеси «Магма», все больше сталкиваются с целым комплексом проблем, свя-занных не только с производством своей продукции, но и с продвижением ее на рынок.
В настоящее время стало очевидным, что обеспечение коммерческого успеха деятель-ности предприятий самым непосредственным образом зависит от глубокого и всестороннего изучения рынка и рыночных возможностей производимого продукта. Необходимость марке-тинга, стратегически, тактически и технологически связанного со сбытом, как магистральной хозяйственной функцией предприятия, которая основывается на системном подходе ко всей производственно-сбытовой деятельности, с четко определенными целями, проработанными планами, разработанной стратегией, заключается в том, что он выступает как механизм под-держания соответствия деятельности предприятия процессам, развивающимся на рынке.
Исходя из приведенных положений, тема данной аттестационной работы является ак-туальной, практически значимой и применимой в реальных условиях функционирования предприятия в современных условиях ведения хозяйственной деятельности.
Целью данной аттестационной работы является обоснование стратегий продвижений продукции на рынок на примере сухих строительных смесей «Магма».
Глава 2:
На наш взгляд, с учетом того, что предпочтения строителей в отношении марок сме-сей, в основном, сложились и с трудом поддаются изменению, перспективы новых марок, либо быстрого развития марок «второго эшелона» сомнительны. В первую очередь это отно-сится к заводам, расположенным в регионах. Их перспектива, скорее всего, работа в той или иной нише, либо приобретение более крупными фирмами.
А среди форм конкурентной борьбы крупных фирм наихудшей можно назвать цено-вую конкуренцию. Она может привести лишь к снижению рентабельности, и без того не слишком высокой в последнее время. Тем не менее, время от времени компании прибегают к «ценовым войнам». Более продуктивной называется повышение специализации на разных ассортиментных группах, выпуск продукции в различных ценовых сегментах. Все предпо-сылки для подобного развития событий есть.
Исходя из опыта Москвы, для насыщения регионального рынка сухими смесями по-надобилось 6-7 лет. Во многих других регионах России масштабное использование сухих смесей началось в 1998-2000 годах. Можно предположить, что активная фаза развития ре-гиональных рынков до «столичного» уровня также скоро будет завершена.
Маркетинговая политика предприятий – производителей сухих строительных смесей предусматривает организацию обучения персонала потребителей технологии механизиро-ванного применения, продажу, предоставление в аренду и создание сервисных центров по обслуживанию средств механизации строительных процессов, используемых для примене-ния сухих строительных смесей.
Говоря о рынке сухих строительных смесей в Москве и Московской области, необхо-димо отметить следующее.
Потребление модифицированных сухих смесей в Москве и области в 2005 году оце-нивалось в 750-800 тысяч тонн . По сравнению с потреблением сухих строительных смесей в 2004 году, рынок вырос на 20-25% в натуральном выражении.
Учитывая значительное разнообразие сухих смесей, представленных на рынке регио-на, хорошее знакомство профессиональных строителей с этой продукцией, многолетний опыт применения смесей в строительстве, можно считать рынок насыщенным. Таким обра-зом, потенциал его дальнейшего роста напрямую связан с увеличением объемов строитель-ных и, в первую очередь, ремонтно-строительных работ. Именно ростом (спадом) строи-тельных объемов будет определяться динамика потребления сухих строительных смесей в регионе. С учетом ожидаемых в 2007 году изменений макроэкономической ситуации, можно предположить, что рост рынка сохраниться. С другой стороны, спрос в регионах на смеси московского производства, а также постепенное вытеснение импортных смесей может дать возможность фирмам – производителям наращивать выпуск продукции более высокими темпами.
Заключение:
В результате выполнения данной аттестационной работы представляется возможным сформулировать следующие выводы.
Практически почти полное отсутствие производства сухих строительных смесей в России в 1990-е годы сейчас компенсируется нарастающим спросом среди строителей и тор-гующих организаций, более широким предложением со стороны отечественных производи-телей. В настоящее время в России уже больше 200 производителей сухих смесей. Это очень хорошо, поскольку потребитель имеет возможность выбирать нужную ему продукцию.
На наш взгляд, на рынке ССС в краткосрочной перспективе будут появляться новые производители. В среднесрочной и долгосрочной перспективах очевидно, что не все эти производители, которые сегодня появляются, смогут устоять. Большую роль будет играть местоположение производителя: его близость(удаленность) от источников сырья и потреби-телей. Поэтому, в первую очередь, в выигрыше окажутся компании, которые сейчас, в бли-жайшие 2-3 года, смогут удержаться на рынке, создать свою сбытовую систему, найти своего потребителя и приучить его к должному качеству. Текущая ситуация уникальна тем, что строители начинают обращать внимание на качество, поскольку качество напрямую связано уровнем их ответственности. Иными словами, конкурентоспособными на рынке сухих строительных смесей будут те производители, которые будут выпускать большие объемы качественной продукции.
В среднесрочной перспективе рынок ССС продолжит свое стабильное развитие с тем-пами прироста 20-30% в зависимости от рассматриваемых сегментов. Темпы прироста объ-емов производства ССС будут продолжать постепенно снижаться, но абсолютные величины прироста будут сохраняться. Наибольший рост, по-видимому, предвидится в низком цено-вом сегменте (до 25-30% в год), наименьший - в высоком ценовом (15-25%). При сегмента-ции рынка ССС по виду вяжущего можно ожидать наибольший рост спроса на гипсовые смеси, нежели на цементные составы (что, помимо всего прочего, обусловлено ограничен-ными возможностями цементных производств). Продолжат снижаться темпы роста числа производств, ожидается запуск новых производственных площадок в различных городах уже существующими крупнейшими производителями, а также во все меньшем числе будут появ-ляться небольшие местные региональные производители. Продолжающийся интерес запад-ного капитала к российскому рынку ССС выльется в запуск новых заводов, произойдет за-мещение их собственного ввоза в Россию. Продолжится выход и развитие российских тор-говых марок ССС на рынки стран бывшего СССР, возможно открытие заводов на террито-рии этих стран. В разрезе структуры ассортимента ожидается наиболее интенсивный рост производства ровнителей для полов, штукатурок, гидроизоляции и шпатлевок. Возможно развитие вертикальной интеграции производителей ССС в сторону сырьевой базы - освоение песчаных и гипсовых карьеров.
Говоря о факторах, существенно влияющих на развитие рынка ССС, хотелось бы от-метить следующее. Рост рынка жилья и недвижимости в целом оказывает очевидное влияние на развитие рынка сухих строительных смесей. Президент РФ поставил задачу к 2010 г. в России увеличить объем ввода в эксплуатацию жилья до 80 млн. кв. м. в год, что в 2 раза превышает предыдущие показатели (федеральные целевые программы, "Жилище" на 2006-2010 годы; "Доступное и комфортное жилье - гражданам России",). В этом строительстве бу-дут широко использоваться сухие строительные смеси и, соответственно, объемы производ-ства и потребления будут расти. Также необходимо отметить рост культуры строительного производства в стране. Многие строители понимают, что использование таких современных методов, как механизированные способы нанесения штукатурки, и наливных полов, эконо-мят время и деньги. С ростом объемов производства будет развиваться жесткая конкурен-ция. А значит, будут повышаться требования к качеству ССС.