Введение:
Образование является ключевым фактором стабильности и развития общества. Современная образовательная система России наряду с позитивным опытом, традициями и имеющимся педагоги¬ческим потенциалом несет в себе многочисленные противоречия и недостатки, которые не обеспечивают ее соответствия растущим запросам общества. Это связано с тем, что длительное время, экс¬плицируя особенности эпохи, система функционировала без ориен¬тации на личность и индивидуальные особенности обучающегося и воспитывающегося. Традиционные педагогические подходы, ниве¬лирующие личность, противопоставляющие коллектив и ее интере¬сы, общественное индивидуальному привели к разрыву между офи¬циальными институтами воспитания и неформальными структура¬ми, ускорили движение общества к бездуховности, безнравственно¬сти.
В отечественной науке традиционно большое внимание уделя¬ется кризисной педагогической ситуации и вопросам, связанным с обновлением системы образования (Л.М.Аболин, А.Г.Асмолов, Б.С.Гершунский, Б.Т.Лихачев, В.В.Рубцов, В.Ф.Шадриков и др.). Современная обстановка свидетельствует о «пробуксовывании» концепции реформирования образования и назревшей необходимо¬сти приведения его в соответствие с запросами социальной прак¬тики. С позиций прогрессивного развития общества реформа об¬разования нуждалась и до сих пор нуждается во внедрении гумани¬стических принципов, одним из носителей которых является пси¬хологическая служба.
Многие исследования посвящены поиску приоритетных обра¬зовательных моделей (Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, В.С.Библер,
5
П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, М.В.Кларин,
Г.К.Селевко, Д.Б.Эльконин, И.С.Якиманская, Е.А.Ямбург и др.), что в свою очередь предъявляет повышенные требования к психо¬логической службе образования как фактору гуманизации и рефор¬мирования, способствующему переходу от адаптивной парадигмы к парадигме «развивающего образования». Между тем на сегодняш¬ний день насчитывается незначительное количество работ, посвя¬щенных изучению психологической службы образования как сис¬темы и подсистемы образования (И.В.Дубровина, Г.С.Абрамова, Р.В.Овчарова, М.Р.Битянова, Н.С.Пряжников, Т.И.Чиркова), что свидетельствует о недостаточном внимании, уделяемом учеными разработке данной проблемы.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ определяется объектив¬ной необходимостью и важностью исследований, направленных на изучение проблем, противоречий психологической службы в обра¬зовании, определение ее роли в совершенствовании образователь¬ного пространства и общества в целом, выявление основных фак¬торов, определяющих эффективность развития службы как систе¬мы. В данном контексте специального внимания заслуживает прак¬тический психолог как главный элемент данной системы, как лич¬ность и как субъект деятельности.
В современных условиях особое значение приобретает про¬фессионализм практического психолога, который основывается на сочетании ряда параметров, таких как уровень профессиональной подготовки, стратегия опережения квалификации специалиста по отношению к уровню организационного развития службы, соответ¬ствие между требованиями профессиональной деятельности и ин¬дивидуально-психологическими, личностными характеристиками специалиста (Н.А.Аминов, Т.Ю.Базаров, А.А.Деркач, А.И.Донцов,
6
Б.Л.Еремин, Е.А.Климов, А.К.Маркова, Б.З.Мильнер, Р.В.Овчарова, Э.Е.Старобинский и др.).
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - выявить личностные и организационные факторы развития психологической службы в об¬разовании.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: практические психологи образо¬вательных учреждений, слушатели факультета профессиональной переподготовки кадров по специальности «Психология».
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: личностные (личностные харак¬теристики психолога, совершенствуемые в процессе профессио¬нальной подготовки) и организационные (оргструктура управления кадрами) факторы развития психологической службы в обра¬зовании.
Глава 3:
Конфигурация взаимосвязей показателей самоактуализации в группе Т существенно отлична. Центром корреляционной плеяды является базовая шкала I (шкала поддержки), при этом не отмеча¬ется связей со второй базовой шкалой Тс (компетентность во вре¬мени), которая вообще наименее интегрирована в целостную струк¬туру, поскольку связана лишь со шкалой Sy (шкала синергии), оп¬ределяющей целостное восприятие мира. Интересно отметить, что средние значения шкалы Тс выходят за рамки нормы и находятся в "диапазоне самоактуализации", но в целостной картине этого сложного и многоуровнего конструкта в группе Т способность переживать настоящий момент жизни во всей его полноте не играет определяющей роли.
Достаточно своеобразная картина отмечается и при рассмот¬рении взаимосвязей дополнительных шкал в соответствии с выде¬ленными в методике блоками. Если между всеми блоками корреля¬ции достаточно тесные, то внутренняя интегрированность блоков различна. Согласованность характеристик отмечается внутри блоков ценностей, самовосприятия, концепции человека и меж¬личностной чувствительности. В отличие от группы Д не сфор¬мированным оказывается блок чувств, то есть отмечается несвя¬занность степени осознания своих чувств с тем, как они проявля¬ются в поведении. При этом выявлена согласованность внутри бло-
144
ка концепции человека и большое количество связей этих шкал с другими, что не является характерным для выборки стандартиза¬ции. Специфичной для данной группы является достаточно суще¬ственная вовлеченность в общую структуру самоактуализации шка¬лы Cog (познавательной потребности), отражающей стремление к приобретению знаний об окружающем мире.
Особенности данной структуры отражают происходящие из¬менения и ее меньшая интегрированность может предположи¬тельно отражать текущий процесс роста самоактуализации в группе тренеров, что косвенно подтверждается отнесенностью большого числа характеристик к диапазону высокой самоактуализации.
Таким образом, сравнительный анализ средних значений исследуемых показателей в группах психологов-диагностов и психологов-тренеров, а также их динамики в процессе обучения, позволил констатировать, что личностные особенности слушателей существенно влияют на выбор специализации. В рамках личностно-ориентированной подготовки осуществляется достаточно специфичное воздействие, позволяющее развивать, на основе имеющихся предпосылок, профессионально важные личностные характеристики.
Происходящее в процессе обучения преобразование структур взаимосвязей личностных показателей психологов-диагностов и психологов-тренеров представляется достаточно адекватным в кон¬тексте прогноза успешности профессиональной деятельности в рамках соответствующей специализации.
Исследование показало, что личностные профессионально важные качества психологов-тренеров и психологов-диагностов значимо отличаются; диагностика профессионально важных лично¬стных качеств способствует определению специализации в процес¬се профессиональной подготовки, выявлению сферы будущей ус-
145
пешной профессиональной деятельности психолога, а также позво¬ляет индивидуализировать процесс обучения.
Заключение:
Психологическая служба способна на качественно новом уровне осуществлять процесс гуманизации и реформирования обра¬зования при условии собственного развития.
Психологическая служба образования представляет собой многомерную систему с четко определенными связями между ее уровнями, включенную как элемент в образование как макросисте¬му, что выражается в системной триаде «образование - психологи¬ческая служба - практический психолог». Для того, чтобы эффек¬тивно функционировать на современном этапе, служба, как откры¬тая система, должна быть в состоянии через свою организацион¬ную структуру приспосабливаться к изменениям внешней среды -социально-политическим, экономическим и научным, и влиять на нее через личность практического психолога, осуществляющего профессиональную деятельность.
Развитие психологической службы в образовании как систе¬мы, эффективность ее деятельности в наибольшей степени зависят от личности психолога, его профессиональной подготовки и повы¬шения квалификации, организационного развития службы. Анализ, учет и прогнозирование профессионально-личностных, психолого-педагогических, организационных факторов в управлении развити¬ем и совершенствованием службы является особенно актуальным.
В результате теоретического и эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
1. Основными факторами развития психологической службы яв¬ляются личностные и организационные факторы, а именно: про¬фессионально важные характеристики личности специалиста-психолога, которые совершенствуются в процессе личностно-
147
ориентированного обучения, и организационная структура управ¬ления персоналом службы.
2. Наиболее адекватной в условиях современного быстро изме¬
няющегося образовательного пространства является «свободная»
организационная структура службы, характеризующаяся большой
гибкостью, выражающейся в адекватном реагировании на динамизм
внешней и внутренней среды; множественностью форм организа¬
ции, представленной линейными, функциональными, проектными и
матричными структурами; диверсификацией профессиональной
деятельности специалиста, проявляющейся в расширении сферы
психолого-педагогических услуг; профессионализмом практическо¬
го психолога, основанном на постоянном личностном и профессиональном саморазвитии.