Дипломная по теме: Проблемы леворуких детей

Название работы: Проблемы леворуких детей

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

71 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЕВОРУКОСТИ 6

1.1.ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВО- И ЛЕВОРУ КОСТИ 6

1.1.1.Обоснование врожденности леворукости 6

1.1.2. Обоснование приобретаемости в онтогенезе функциональной асимметрии рук 10

1.1.3. Леворукость у близнецов 11

1.1.4. Проблема переучивания леворуких детей 15

1.2.МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА ИИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ 17

1.2.1.Высокий интеллект и пол человека 17

1.2.2. Связь тестостерона с высоким интеллектом 18

1.2.3.Билатеральная асимметрия с доминированием правой фронтальной коры мозга человека как объективный показатель высокого интеллекта 19

ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛЕВОРУКОСТИ. ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЕВШЕЙ 26

2.1. ТЕСТЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕВОРУКОСТИ 26

2.1.1 Тесты на определение ведущей руки 26

2.1.2. Методы определения ведущего уха 30

2.1.3. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕГО ГЛАЗА 30

2.1.4. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ НОГИ 31

2.1.5. Определение индивидуального профиля латеральности 32

2.2. ФЕНОМЕН ЗЕРКАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ 35

ГЛАВА 3. ВЫЯВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЛЕВОРУКОСТИ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

ЛИТЕРАТУРА: 60

ПРИЛОЖЕНИЯ 64

Выдержка:

Введение:

Левшами являются около 10% людей, причем, по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Практически в каждом классе начальной школы можно встретил» 1—2 (а иногда и более) детей, активно предпочитающих при письме, рисовании и выполнении других видов деятельности левую руку правой.

Леворукость- это не патология развития.

Асимметрия рук, т. е. доминирование правой или левой руки, или невыраженное предпочтение какой-либо из рук (амбидозстрия), обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У правшей доминирующим, как правило, является левое полушарие, специализирующееся на переработке вербальной информации (у 95% правшей центр речи расположен в левом полушарии).

У левшей же распределение основных функций между полушариями более сложно и не является просто зеркальным отражением асимметрии мозга, обнаруживаемой у правшей. Многочисленные исследования (Спрингер С., Дейч Г., 1983) показывают, что функциональная асимметрия у левшей менее выражена, в частности, центры речи могут быть расположены как в левом, так одновременно и в правом полушарии, а зрительно-пространственные функции, выполняемые обычно правым полушарием, могут контролироваться также и левым. Таким образом, у левшей отмечается менее четкая специализация в работе полушарий головного мозга.

Специфика латерализации мозговых функций левшей влияет на особенности их познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, поэлементная (по частям) работа с материалом; лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных; сниженные возможности выполнения зрительно-пространственных заданий (Безруких М. М., Князева М. Г., 1994; Мшшдзе Ю. В., Корсакова И. К., 1994).

До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Считалось необходимым систематически переучивать леворуких детей, у которых не оставалось альтернативы при выборе руки для письма — все должны были писать правой. При переучивании использовали порой самые жесткие меры (наказание, «надевание варежки на левую руку» и пр.), не считаясь с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка и принося в жертву его здоровье. Существуют многочисленные данные, показывающие, что у леворуких детей невротические состояния и неврозы встречаются значительно чаще, чем у детей-правшей. Одной из главных причин развития неврозов у левшей считается насильственное обучение действиям правой рукой в первые годы жизни или в первый год обучения в школе. Эта причина становится очевидной в свете данных об особенностях функциональной асимметрии мозга: переучивание приводит к ломке естественно сложившегося индивидуального профиля латерализации, что служит мощным стрессогенным фактором. По существу, насильственное переучивание является формой давления праворукой среды, подравнивающей под себя леворукого ребенка и игнорирующей его индивидуальность (в этой связи говорят о декстра-стрессе — давлении праворукой среды).

Глава 3:

Для решения данных задач были проведены исследования.

Исследования проводились в виде тестирования и наблюдения за личностно-интеллектуальным развитием детей

Проводимые исследования были направлены на проверку гипотезы: близнецы -мальчики с совпадающей леворукостью обладают более развитым интеллектом и одаренностью , чем праворукие дети

В ДОУ № г. Москвы мы провели тестирование детей старшего дошкольного возраста на выявление ведущей руки, ведущего глаза и ведущей ноги.

Испытуемые. В исследовании участвовало 5 пар МЗ и 5 пар ДЗ близнецов в возрасте 6 лет и 5 пар МЗ и 5 пар ДЗ близнецов в 7-летнем возрасте. 6 одиночнорожденных детей 6 –летнего возраста и 6 одиночнорожденных детей

6-летние дети посещали детские сады Москвы или воспитывались дома, а 7-летние обу¬чались в нулевом или I классе начальной школы.

Исследование состояло из двух этапов: на первом необходимо было выявить ведущую руку, ведущую ногу и ведущий глаз ребенка.

Второй этап исследования заключался в диагностировании одаренности

Рассмотрим описание первого этапа.

Определение ведущей руки

Для выявления ведущей руки мы использовали батарею тестов, разработанную отечественными исследователями М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавским.

Эти тесты включают игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Часть заданий — бытовые, часто используемые, многие из них дети выполняют обеими руками. Это затрудняет выделение ведущей руки, поэтому некоторые задания мы даем в двух вариантах. Такой подход позволит более точно выделить ведущую руку.

Эффективность тестирования во многом зависит от соблюдения некоторых условий. Здесь важно все: где сидит исследователь, что он делает, что говорит и т. п.

Тестирование проводится один на один. Исследователь должен сидеть за столом строго напротив ребенка.

Обстановка — спокойная, благожелательная, не следует фиксировать внимание ребенка на том. Начинали тестирование можно следующими словами: «Сейчас мы с тобой поиграем» или «Давай-ка мы поработаем вместе, я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить».

Все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т. п. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребенок не видел их, не отвлекался.

Первое задание — рисование.

Перед ребенком клали лист бумаги и карандаш (фломастер), предложили ему нарисовать то, что он хочет (или может). После того как он закончит рисунок, попросили его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: «Я не умею», «У меня не получится». В этом задании учитывается не только какой рукой ребенок работает, но и качество выполнения рисунка.

Мы приводим рисунки, выполненные детьми 6 и 7 лет правой и левой рукой. На них отчетливо видны различия в выполнении одних и тех же заданий разными руками. Рисунки, выполненные ведущей рукой, более четкие, пропорциональные, линии более ровные, тремор выражен значительно меньше, нет дополнительных штрихов, разорванных линий.

Следует также обратить внимание на то, как ребенок держит ручку или карандаш (правильно, удобно, неправильно, неудобно), сильно ли напряжен при выполнении задания, правильно ли сидит.

Второе задание – открывание небольшой коробочки, например, спичечного коробка. Ребенку предлагаются несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущая рука совершает активное действие (открывает, закрывает).

Третье задание — построение колодца из палочек (спичек). Ведущая рука используется более активно.

Заключение:

Леворукость- это не патология развития.

Асимметрия рук, т. е. доминирование правой или левой руки, или невыраженное предпочтение какой-либо из рук (амбидозстрия), обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У правшей доминирующим, как правило, является левое полушарие, специализирующееся на переработке вербальной информации (у 95% правшей центр речи расположен в левом полушарии).

До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Считалось необходимым систематически переучивать леворуких детей, у которых не оставалось альтернативы при выборе руки для письма — все должны были писать правой. При переучивании использовали порой самые жесткие меры (наказание, «надевание варежки на левую руку» и пр.), не считаясь с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка и принося в жертву его здоровье.

Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, обидчивость, раздражительность, а также сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. Это является следствием не только специфики межполушарной асимметрии,, но и попыток переучивания, которых не избежали многие дети-левши (декстрастресс).

Напомним, что гипотезой работы явилось предположение о том, что : близнецы -мальчики с совпадающей леворукостью обладают более развитым интеллектом и одаренностью , чем праворукие дети

В результате исследования, мы пришли к выводу, что предлагаемая гипотеза о возможной связи высокого интеллекта (физиологическим показателем чего может служить доминантность правой фронтальной области в сравнении с левой) МЗ близнецов-мальчиков, в смысле биологической базы с высоким уровнем тестостерона в пренатальный период носит достаточно спекулятивный характер, несмотря на многочисленные косвенные подтверждения из литературных источников. Поэтому необходимы специальные исследования, направленные на изучение этого вопроса. Нетривиальным представляется вопрос о более сложной организации у близнецов мужского пола правого, а не левого, как у большинства людей [9], полушария. Следует иметь в виду, что значительная часть знаний о функциях правого полушария получена в условиях патологии (инфаркты, инсульты, опухоли и т.д.) [5], в то время как одаренные интеллектуалы (или близнецы-мужчины) могут явиться здоровой естественной моделью изучения морфо-функциональных особенностей правого полушария.

Леворукость веками была и остается загадкой, загадкой еще не разгаданной, притягивающей внимание. Стремление разгадать эту загадку - по сути отражение глубинного, часто неосознанного желания человека постичь природу иного, необычного, исключительного, желания заглянуть в Зазеркалье и тем самым осознать свою неособенность, равность, принадлежность к большинству. По-видимому, генетически и исторически это определяет отношение к леворукости (а левшество чаще всего воспринимается как леворукость) не как к индивидуальному варианту нормы, а как к аномалии, нарушению развития.

Похожие работы на данную тему